ГОЛЕМ
Герман Вольфганг Цан

Герман Вольфганг Цан

Метки: | |

Вячеслав Короп

Герман Вольфганг Цан

Герман Вольфганг Цан (Hermann Wolfgang Zahn) (24. 01. 1879 - 06. 05. 1965)

zahn_face.jpg

Герман Вольфганг Цан - баден-баденский невропатолог, оригинал, мистик, чудак, друг Пауля Шеербарта и Альфреда Кубина, а по своей второй профессии - автор странных, философских новелл, которые появились между 1907 и 1964 годом и достигли лишь небольшой части публики.

   Германа Вольфганга Цана нельзя назвать забытой фигурой: при жизни он был известен, хотя и не в качестве литератора. Литературной карьерой он всерьёз не занимался. С его точки зрения, были дела поважнее. Он писал для собственного удовольствия всю свою долгую полнокровную жизнь. Он развил самобытную силу выражения, никогда не задаваясь вопросом, а удовлетворяет ли он высоким литературным требованиям. Его простой, безыскусственный язык служит лишь передаче веры в судьбоносную связь человеческих экзистенций и вышестоящей власти, сопровождающую нас на нашем жизненном пути. На него повлияло мистическое духовное наследие Сведенборга, а также современная ему оккультная литература. Правда, Цан не становится вследствие этого оккультным автором, потому что противовесом оккультисту всегда выступает трезвомыслящий медик и психолог. И последнее делает относительным магическое мировоззрение.

   Герман Вольфганг Цан родился 24 января 1879 года в Дюркхайме (земля Пфальц). Его отцом был директор ландгерихта (суд федеральной земли) Август Цан, который увлекался искусством. Мать - красавица Леони Рианд – умерла вскоре после родов. Позже отец вступил во второй брак с Эмилией Шнайдер, с которой Герман Вольфганг так никогда и не нашёл общего языка. Вдовец отослал ребёнка в Эденкобен к дедушке с бабушкой, в доме которых мальчик провёл безоблачное детство. Затем Герман Вольфганг посещал народную школу в Ларе, живя уже у других бабушки с дедушкой. В гимназии города Ландау, новом месте жительства отца, Цан сдаёт экзамен на аттестат зрелости в1899 году и в октябре поступает добровольцем сроком на один год в Первый полк полевой артиллерии принца-регента Луитпольда в Мюнхене. Также в Мюнхене он начинает изучать медицину, продолжая учёбу в Эрлангене, Лейпциге и Вюрцбурге. И, наконец, зимой 1904/1905 годов в Мюнхене Цан сдаёт дипломный экзамен на врача. В столице Баварии он с друзьями основал кабаре «12 палачих» и написал для этой цели несколько сюрреалистических пьес. Свою первую книгу - «Ветреные песни», сборник невинных стихов, он издал в 1903 году на собственные средства. В 1905 году Цан принадлежал к сооснователям литературного журнала «Штрандгут» (слово штрандгут означает предметы с потерпевшего крушение корабля, выброшенные на берег) и опубликовал там свои первые рассказы.

   В 1907 году он становится ассистентом мюнхенского профессора Эмиля Крепелина, тогдашнего «короля психиатрии» и директора психиатрической клиники. С 1908 года в Берлине Цан занимается электродиагностикой, - терапией а также лечебным гипнозом, ориентируясь на невролога Германа Опенгейма. У Эрнста Кассирера он слушает лекции по философии. У доктора Хиршлафа он продолжает изучать оспариваемый тогда лечебный гипноз. Поработав в Бланкебурге (Тюрингия) врачом общей практики, Цан возвращается в Берлин и становится ведущим специалистом в санатории Груневальд (район Берлина). В августе 1914 года он отправляется на фронт в качестве старшего врача. Уволенный из армии по болезни, Цан в 1915 году берёт на себя руководство лазаретом для нервнобольных в Эрлангене. Здесь ему удаются сенсационные успехи в лечении дрожательного паралича, лечении психически больных Первой Мировой войны. Их привозили в его лечебный кабинет в кресле-каталке, а уже несколько минут спустя весело провожали вниз по лестнице на прогулку. Персонал обычно говорил в таких случаях: «Опять Цан наколдовал!»

   В январе 1914 года Г. В. Цан женился в Берлине на еврейке Ирме Бранд, что привело к натянутым отношениям с семьёй. Однако брак гармонично длился более 50 лет. В 1919 году супружеская пара (добавилось 3 детей, а в 1923 году родился четвёртый ребёнок, дочь Леони) переехала в Баден-Баден, где Цан построил частный санаторий для нервных и психических больных, просуществовавший до 1950 года. Своей частной практикой он занимался до самой смерти. Герман Цан умер 6 мая в Баден-Бадене в возрасте 86 лет.

   Его описывают как высокого статного человека с властным взглядом, подчиняющим слушателей – участников круглого стола, среди которых были врачи, артисты, деятели искусства. Весёлый, оптимистичный уроженец Пфальца, любивший свою родину и вино (Пфальц славится своим вином), Цан неохотно покидал дом, был безудержен в гостеприимстве, понятия не имел, как обращаться с деньгами (он вечно ходил без единого пфеннига в кармане, а хозяйственными вопросами приходилось заниматься жене). В его доме часто бывали Альфред Кубин, Оскар А. Г. Шмиц, Курт Арам, Отто Флаке. И это ещё далеко не все.

   Первый томик с рассказами Цана «Фигуры за моей спиной» вышел в 1907 году и содержал короткие тексты, которые читаются как сжатые романы. Каждое предложение насыщено действием и подгоняет историю вперёд. Нет ни секунды, чтобы обдумать, приостановить, тщательно измерить чудовищные процессы. Пауль Шеербарт писал об этом: «Тайна призрачных событий преподносится здесь в очень резком освещении. И, по моему ощущению, кошмар охватывает тебя ещё сильнее чем у По». Например, в рассказе «Сенсограмма» голова казнённого садиста начинает снова говорить благодаря одному изобретению. Экспериментатора и его помощника, правда, ожидает плохой конец. По высказываниям некоторых современных критиков, рассказы незрелы, но уже свидетельствуют о таланте.

   Новелла «Лидия» (1909), в противовес предыдущему тому, несёт в себе атмосферную гармонию и романтическое настроение. Тематика, вращающаяся вокруг сна, реинкарнации и любви к умершим, диффузна, двусмысленна и допускает различные интерпретации. Тогдашний рецензент писал: «Эта новелла - своеобразное произведение искусства, хотя она явно не понравится среднему читателю. Автор погружается на дно человеческой души, метко изображая таинственные проявления чувств и силы, определяющие человеческую жизнь».

   Главное произведение Цана - роман «Дом Вальмюллера», вышедший в 1930 году и проиллюстрированный Альфредом Кубином. Роман был написан ещё в 1915 году; действие его происходит в Бамберге. Это одновременно история душевнобольного и оккультный роман-мистерия. Психология и спиритизм протягивают друг другу руки и взаимно оплодотворяются. Человек денег и материалист Барнер выбивается из колеи благодаря необъяснимым событиям; он склонен к чувственному, лежащему по эту сторону бытия - и с большим трудом преодолевает внутренние страхи перед потусторонним, более того, ведёт себя как сумасшедший, чтобы оградить себя от истины. Тема потери и обретения вновь, звучит в этом романе несколько раз, сразу в начале при встрече двух друзей Барнера и Норта, словно направляемой невидимой рукой и оттого неизбежной. Это вмешательство судьбы снова и снова всплывает в более поздних произведениях Цана. Роман начинается как история о привидениях, в которой также играет роль Гофман, но потом через алхимические трансмутации и египетский культ мёртвых ведёт к реинкарнации. При этом Цану удаётся так искусно сплести друг с другом различные темы в этом иногда гротескном, иногда похожем на сказку романе-мистерии, что история никогда не теряет внутренней логичности. Это удивительный меланж из психиатрии Юнга и оккультного духовного наследия Парацельса и Сведенборга.

   В 1931 году вышла книга «Я ищу Морну!», напряжённый оккультный триллер на английский манер, место действия которого перенесено в Англию. В романе творит нечестивые дела чудовищный, злобный гипнотизёр и фокусник Ноэл Даф. Невероятная, мелодраматическая история всегда готового помочь призрака по имени Морна, вызванного сильной страстью, умно продумана и полна сюрпризов и цановских своеволий.

   Во второй половине 20-ых годов или начале 30-ых возникли новеллы «Ведьма из Варвинай» и «Дух-хранитель». В образе врача для бедных - мистически-возвышенной фигуре, играющей опорную роль в обоих рассказах - Цан изображает идеал врачевателя души, к которому он сам стремился всю жизнь. По мнению Цана, не обязательно искать причину душевной болезни пациента в детстве или сексуальности; она может крыться в предопределении судьбы человека ещё до его рождения.

   После Второй Мировой войны вышли 2 тома рассказов: «Промежуточная сфера» и «Волшебная лампа». «Промежуточная сфера» - щемящая душу прощальная речь в память об ушедшей эпохе, которая при взгляде в прошлое принимает сказочное обличье. С любовью он вырисовывает запутанные переулки, вычурные дверные оклады, чудаковатые фигуры своей молодости, принимающие призрачный, мистический вид в сумраке прошедших десятилетий. В «Волшебной лампе» Цан без пафоса, с головой погрузившись в романтику, обрабатывает темы грёз, безумия, внушения - но так, что не теряет при этом логики и чувства реальности. Описывая феномены оккультизма, он всегда остаётся открытым и недогматичным, сдержанным в своих попытках толкования. Сравнение Цана с Э. Т. А. Гофманом и Э. А. По, периодически возникающее в современной критике, мало уместно. Интимное сцепление грёз и действительности напоминает скорее алхимика и писателя Александра фон Бернуса (1880-1965), с которым дружил Цан. Его более чем тридцатилетняя практика как врача-невропатолога придаёт историям глубину и взвешенность. Генрих Берль, друг автора, сформулировал это так: «Психиатр в нём усмиряет психопата. Таким образом он избегает соскальзывания в безумие, атмосферы магии и реальности проникают одна в другую».

Библиография фантастических произведений Германа Цана
  1. “Gestalten hinter mir“ (1907). Funf Novellen., 46 стр.
  2. «Фигуры за моей спиной». Пять новелл.

    Берлин-Вильмерсдорф, изд. А. Р. Майер (A. R. Meyer)

    Содержание:

    • Die Geschichte einer Nacht (История одной ночи)
    • Das Sensogramm (Сенсограмма)
    • Die Schrecken einer Sekunde (Ужасы одной секунды)
    • Richtet nicht... ! (Не судите... !)
    • Das Mysterium von Chiswick (Тайна Чизвика)
  3. Lydia (1909). Eine Novelle, 56 стр.
  4. Лидия. Новелла.

    Берлин-Вильмерсдорф, изд. А. Р. Майер (A. R. Meyer)

  5. Das Wallmüllerhaus. Eine Erzählung (1930), 128 стр.
  6. Дом Вальмюллера. Повесть.

    Баден-Баден, издательство Мерлин (Merlin-Verlag)

    С иллюстрациями Альфреда Кубина.

  7. Ich suche Morna! (Die Geschichte dreier Nächte) Ein mystischer Roman (1932, recte1931), 213 стр.
  8. Я ищу Морну! (История трёх ночей). Мистический роман.

    Баден-Баден, изд. Мерлин (Merlin-Verlag)

  9. Zwischenreich. Novellen. (1947), 146 стр.
  10. Промежуточные сферы. Новеллы.

    Баден-Баден, изд. Ханс Бюлер младший (Hans Buhler jun.)

    Содержание:

    • Zwischenreich (Промежуточные сферы)
    • Der Alte aus der Meerweibchengasse (Старик из переулка сирен)
    • Spuck im Panoptikum (Призрак в паноптикуме)
    • Die Nacht in Transburg (Ночь в Трансбурге)
    • Der Steinmetz von Chartres (Каменотёс из Шартра)
  11. Die Wunderlampe (3 Novellen) (1948), 139 стр.
  12. Волшебная лампа (3 новеллы)

    Баден-Баден, изд. Хебель (Hebel-Verlag)

    Содержание:

    • Imogen (Имоген)
    • Das Kabinett des Magiers (Музей фокусника)
    • Die Geschichte des Dandy (История денди)
  13. Begegnung mit dem andern. Zwei magische Novellen (1954), 58 стр.
  14. Встреча с другим. 2 волшебные новеллы.

    Гейдельберг, изд. Герман Майстер (Hermann Meister)

    Содержание: (тема двойника!)

    • Die Geschichte eines Bildes (История одного портрета)
    • Der Zeuge (Свидетель)
  15. Der Fall Trake (okkultistisches Horspiel) (1964), 34 стр.
  16. Дело Траке (оккультная радиопьеса)

    Баден-Баден, самиздат.

  17. Der Schatzgraber (Novelle), (1964 ), 32 стр.
  18. Кладоискатель (новелла)

    Баден-Баден, самиздат.

  19. Позиции 8 и 9 переизданы в издательстве Линденштрут в 1999 году
  20. Гиссен, изд. Verlag-Lindenstruth

  21. Die Hexe von Varvinay. Geschichte von huben und druben (2000)
  22. Ведьма из Варвинай. Истории оттуда и отсюда.

    Изд. ЭДФС (EDFC)

    Содержание:

    • См. позиция 7
    • Die Hexe von Varvinay (Ведьма из Варвинай)
    • Der Schutzgeist (Дух-хранитель)

    2 последние новеллы сборника были обнаружены в архиве писателя в конце 80-ых годов, много лет спустя после смерти.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)