ГОЛЕМ

Феодор фон Вель (Feodor von Wehl, 19. 02. 1821- 22. 01. 1890)

1429.gif

Я держу в руках с любовью изданный в 2014 году коллекционный сборник рассказов некоего Феодора фон Веля «Дом с привидениями в Хильдесхайме». Сие событие и побудило меня вернуть любителям фантастики это имя. Вообще, оживление интереса к авторам старины далёкой и не очень, как мне кажется, нередко происходит благодаря их вкладу в фантастический жанр. Неплохая тема для докторской диссертации по литературоведению,не правда ли?

Родился будущий писатель и драматург в семье помещика Генриха фон Веля в имении Кунцендорф под Бернштадтом, что недалеко от Бреслау. Людям, далёким от географии и тем более не сведущим в славной истории возникновения германского рейха, придётся пояснить, что дело было под нынешним Вроцлавом (Бреслау) в Силезии (ныне часть Польской Народной Республики). Кстати, Бреслау (а в Германии его по сей день так называют) - очень симпатичный город, достойный пристального многодневного внимания. Готическая архитектура церковных храмов города поражает воображение и навевает мысли о вечном.

В семье Феодор был старшим из трёх братьев. Почти всю свою жизнь Вель именовал себя по-простому без всяких там важных приставок «фон», то есть Феодор Вель. Даже в последнее десятилетие своей жизни, в пору обладания статусом личного вюрттембергского дворянства, полученного как следствие награждения орденом, он не изменил своим принципам. Разве что во вступительных речах его называли полным именем. Вообще-то на первое укорочение фамилии посягнул его отец и сделал «фон Веля» из «фон Веля цу Велен».

Детство Феодора проходило на земле Силезии: в Бернштадте, Миличе, Олау, Бреслау. Любовь к отечеству, заложенная в детстве, одухотворяла его творчество до последних дней.

В начале 30 гг. он переезжает в Берлин, столицу Пруссии, к дяде, герру Брокшу, гусарскому офицеру и шталмейстеру принца Карла Прусского. Спустя некоторое время Феодор выбирает военную карьеру и поступает в военную реальную школу. Там он ежегодно в день памяти о Битве народов (битва союзников с Наполеоном под Лейпцигом) читает публично патриотические стихи собственного сочинения. Окончив школу, юный прапорщик отправляется в гарнизон в Нойруппине. Однако падение с лошади в 1836 году, приведшее к тяжёлой травме позвоночника, перечеркнуло военные планы молодого человека. После продолжительной болезни и реабилитации в течение года Вель с разрешения отца оставляет навсегда военную службу и возвращается в лоно семьи.

Иоганн Фридрих Диффенбах, домашний врач и друг семьи, советует ему продолжить образование и взяться за медицину. Вель выбрал, однако, философию и историю. В Берлине он посещал лекции по эстетике, философии, истории; в учебных целях совершал длительные поездки в Париж, Лондон, Рим. Во время путешествий Вель открыл в себе тягу к театру и литературе и даже начал сам писать маленькие пьесы. Знакомство с выдающимися людьми Берлинского придворного театра и общение в салонах только укрепили его в новом выборе. Вернувшись в Берлин, он заявил о себе в королевском театре как драматург.

Благодаря тесному общению с директором театра Карлом Теодором фон Кюстнером Вель свёл дружбу с некоторыми влиятельными литераторами, с помощью которых ему удалось публиковаться в сатирических журналах-однодневках: «Берлинские булавки», «Берлинские осы» (в последнем журнале он взял на себя и редакцию). Цензура быстро прикрыла эти издания. В этот период он сблизился с представителями политического движения «Молодая Германия». Сатирическое стихотворение «Дьявол в Берлине» (1845) вновь обратило внимание цензуры на писателя. На этот раз он получил официальное предупреждение. Когда же Вель попытался воплотить на сцене травести на тему Фауста, последовало обвинение в оскорблении и заключение на 9 месяцев в крепость. В ответ на прошение Веля о помиловании наказание смягчили до 6 месяцев с условием последующего запрета проживать в Берлине, поэтому местом заключения с июня по декабрь 1846 года писатель вместе со своими коллегами – писателями Вильгельмом Хельдом и Эдгаром Бауэром - выбрал магдебургскую цитадель. Ещё находясь в крепости, он получил приглашение от магдебургского театрального директора Рудольфа Вирзинга войти в драматургический совет театра, чтобы дать новые импульсы его развитию. Так в конце 1846 года Вель осел в Магдебурге, функционируя в роли драматурга местного театра на протяжении двух сезонов 1846 - 1847 гг. На сцене ставились классические пьесы, а также пьесы современных авторов, в том числе и Веля. С января по май 1847 года он 2-3 раза в неделю бесплатно публиковал в «Магдебургской газете» заметки, в которых отстаивал идеи образовательного театра и подвергал критике театральную публику. Резкий общественный протест против его деятельности и личности привёл в мае 1847 года к расторжению договора.

В 1847 г. Вель переехал в Гамбург, где работал журналистом и редактором в издании «Телеграф для Германии».

С 1851 года Вель работает в журналах «Времена года» (модный журнал), «Театральное зеркало». Наряду с этим он завершает трёхтомное историческое исследование «Галантные дамы мировой истории» (1849-1851), пишет «Гамбургская литературная жизнь в 18-ом столетии» (1856).

С 1859 года Вель является соредактором газеты «Реформа», представлявшей крайне либеральные взгляды. В том же году он защищает степень доктора философии в гамбургском университете.

В 1860 году начинается новый отрезок жизни Веля: он основывает собственный журнал-ежемесячник «Немецкая театральная сцена», освещающий театральную жизнь в стране и позиционирующий себя как критическая платформа для пьес. В том же году Вель женится на Матильде Тройзайн, от которой у него рождается сын.

В 1861 году семья переезжает в Дрезден, где Вель приступает к работе редактора умеренно-либеральной, отстаивающей единство Германии под эгидой Пруссии, «Конституциональной газеты». Однако антипрусские, воинственные намерения саксонского правительства вынудили его оставить Дрезден в 1866 году и вернуться в Гамбург, где он опять начал работать в «Реформе». Ещё во «Флоренции на Эльбе» (так называют Дрезден) Вель опубликовал томик « Жуткие истории» (1862) в издательстве «К. К. Майнхольд и сыновья».

В Гамбурге он прожил всего четыре года, потому что в 1870 году из Штутгарта пришло приглашение занять, пока что временно, место художественного директора Придворного театра. Дело в том, что Вель консультировал интенданта театра по разным вопросам ещё до 1848 года: когда появилась вакансия, об этой связи вспомнили. В 1874 он стал интендантом театра уже на постоянной основе. Это время было для Веля непростым в силу ряда причин. В 1884 году он внезапно получает отставку и спустя два года вновь возвращается в Гамбург на старое место в журнале «Реформа». Там, в Гамбурге, наряду с другими произведениями, была написана биография Теодора Шторма.

Феодор фон Вель умер 22 января 1890 года в Гамбурге, не дожив всего четырёх недель до своего шестьдесят девятого дня рождения. Там же, в Гамбурге, покоится его прах.

В целом литературное наследие Феодора Веля насчитывает немного текстов, которые можно отнести к фантастическому или мрачному жанру. Возможно, современному читателю его «тёмные» рассказы покажутся размеренно-спокойными, с большим креном в драматургию. Другого и нельзя было ожидать от человека театра. И всё же не следует недооценивать его достижения в жанре историй о привидениях. Читателю обеспечены моменты уютного страха.

Библиография фантастики Веля

1. „Unheimliche Geschichten“. Dresden: Verlag C. C. Meinhold & Söhne 1862, 246 S.

• Der Geisterritt

• Eine merkwürdige Prophezeiung

• Der Applaus von unsichtbaren Händen

• Die Ermordung der Herzogin von Praslin

• Die graue Kämpe

• Eine Prophezeiung

• Die wunderbare Erscheinung

• Das Gespensterhaus in Hildesheim

• Das zweite Gesicht

• Die Morgue in Paris

• Der Schal der Toten

2. „Plausch-Geschichten“. Leipzig: Matthes 1867, 2 Bl. , 251 S.

• Das Trauerspiel am Achensee

• Der Sturm im Glase Wasser

• Der Tod auf Turm Lahnek

• Der wunderbare Traum

• Eine Episode

• Eine Mordnacht

• Sonderbare Entdeckung eines Raubmörders

• Es gibt einen Gott

• Der Jüngling mit dem Greisenkopfe*

• Ein Abenteuer auf dem Meere*

• Blicke in ein dunkles Gebiet der Seele*

*- помечены фантастические произведения

3. „Die Vision“. Hannoverscher Courier. Erster Band. Hannover: Carl Rümpler 1855 (рассказ)

4. „Das Gespensterhaus in Hildesheim“. Oktober 2014 by Edition CL (Privatdruck-Projekt von Eric Hantsch)

• Der Applaus von unsichtbaren Händen

• Der Geisterritt

• Die wunderbare Erscheinung

• Das Gespensterhaus in Hildesheim

• Der Jüngling mit dem Greisenkopfe

• Die Vision

• Die graue Kämpe

• Eine merkwürdige Prophezeiung

• Der Schal der Toten

Вячеслав Короп
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)