ССК 2018
Костёр 3. "Ведьма", реж. О. Фесенко

Костёр 3. "Ведьма", реж. О. Фесенко

Метки: | |

КОСТЁР ТРЕТИЙ:

"ВЕДЬМА"

Россия, 2006 г. Продолжительность: 90 мин.

Режиссер: Олег Фесенко

В ролях: Евгения Крюкова, Валерий Николаев

Переделка «Вия», где действие происходит в Америке в наши дни, по-видимому, рассчитана на экспорт… Но видимость в данном случае обманчива: вряд ли американцам будет интересно смотреть фильм о самих себе в представлении русских. Как ни крути, рассчитано на нас, любимых. Это мы, с детства знакомые с повестью Гоголя, должны сверять персонажей и ситуации фильма с исходным материалом; это мы – адресаты иронии, вольно или невольно прорывающейся сквозь сопоставление гоголевских украинцев с обитателями маленького американского городка. Следовательно, попытка отнестись к «Ведьме» как к совершенно самостоятельному произведению обречена на провал. А если так, не стану и пытаться. Безо всякого стеснения буду вспоминать и Гоголя, и первую нашу русскую классическую экранизацию «Вия», не испорченную даже потешным чучелом главного чудовища.

Итак, первое, что бьёт по глазам – динамичность действия. Перенося сюжет на чужую почву, создатели «Ведьмы» решили позаимствовать и чужеродно стремительный экшен. Если писатель Гоголь и режиссёр Птушко, следуя за Хомой Брутом, неторопливо оглядывались по сторонам, отдавая должное красотам украинского пейзажа и своеобразию населяющих этот пейзаж личностей, то здесь всё, не относящееся непосредственно к сюжету, безжалостно обрубается. Действие сосредоточено на двух персонажах: главном герое и ведьме. Прочие играют роль орнамента – скорее знаки, чем люди. Рассчитывали, что такое построение не даст зрителю заскучать?.. На практике, зритель не успевает проникнуться атмосферой, не успевает задать себе вопросы, на которые авторы готовы дать ошеломляющие ответы: ответы вываливаются на него в предельно полном ассортименте и сразу. Здесь нет пустот, которые мы должны заполнить собственным страхом и воображением – и что-то мешает испугаться… Может, то, что нам – читавшим Гоголя – всё заранее известно? Да нет, автор сценария, предвидя эту трудность, внёс кое-какие различия… Мешает именно то, что нам не позволяют как следует осмотреться в окружающей среде, обжить её, сделать правдоподобной для себя. А без этого лишается правдивости и всё остальное.

Если городок показан кое-как, лишь бы отделаться, то церковь с покойницей – подробно и роскошно. Готично – словечко, которое я не жалую, но здесь без него не обойтись. Повреждённый временем свод, гризайль огромного пустого пространства, гравированного чёрным по серому. Реалистично вздымающаяся пыль. Музыка в стиле “Metamorphyses” Raison d'Etre. И безупречный белый профиль ведьмы в гробу. Красиво, что тут скажешь!

Но и это, казалось бы, несомненное достоинство обращается во вред целому. Вот всё-таки не всё равно, как смотреть фильм – в кинотеатре, на DVD или по телевидению! Телевидение внесло разоблачительный момент: по соседству с рекламой, то и дело перебивающей действие, стало заметно, насколько похожи изобразительные средства – здесь и там. Отчётливо мерещится, что Евгения Крюкова, поднявшись из гроба, произнесёт что-то наподобие: «Косметика “Прозекторс Пойзон” – ваша любовь до могилы!» А она вместо этого гоняется за Хомой… то есть за журналистом Айваном… или кто он тут есть… А, кем бы ни был, не всё ли равно! Хороший актёр Валерий Николаев тщетно пытается сделать своего героя личностью: личностям здесь не место. Есть красивая церковь, есть замечательные спецэффекты, например, с утеканием ведьмы в отверстие стока ванны… не иначе, как в трубы старого дома перед этим залили колдовское вещество «Tiret», за пятнадцать минут уничтожающее засоры… Помнится, Гринуэй тоже начинал с рекламы, но в свои фильмы постарался вложить какое-никакое, но содержание! А впрочем, я небольшая поклонница Гринуэя… Тем более, что им в «Ведьме» и не пахнет. Как и вообще знакомством режиссёра с достижениями мирового и русского кино. «Первый российский фильм ужасов» способен потрясти разве что дикаря, для которого это будет первый опыт соприкосновения с движущимися картинками.

«И это всё? – разочарованно спросила я, когда победивший герой вышел из церкви, после того, как ведьма исполнила свой последний дивертисмент в воздухе. – А где же Вий?» - «А кто тебе обещал Вия? – резонно ответил муж. – Фильм называется не «Вий», а «Ведьма», значит, всё честно.» Наверное, так. В принципе, произведение нужно судить по законам, которые создаёт оно само… Но «Ведьма» - не тот случай: слишком сильна и обширна традиция восприятия страшной повести Гоголя в нашей стране. Поэтому и моё разочарование закономерно. Как если бы на глубоком и массивном фундаменте в считанные дни возвели некое строение. И не церковь, и не дом, и даже не сарай для хозяйственных нужд – так, декорация… Издали кое-как смотрится, а подойдёшь ближе – халтура халтурой. Даже бомж откажется здесь поселиться, не то что уважающие себя призраки.

Фотина МОРОЗОВА

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)