ССК 2018
Шведские ужасы: сборник короткометражных фильмов

Шведские ужасы: сборник короткометражных фильмов

Метки: | | |

Скандинавский хоррор – редкая птица, которая обычно не долетает до середины отечественного Днепра. Поэтому, заприметив на пиратском лотке диск с надписью «Шведские ужасы», я не могла пройти мимо. И правильно сделала: сборник короткометражек представляет собой пёструю, но занимательную коллекцию. Эти разнообразные как по форме, так и по качеству фильмы сняты за последний десяток лет малоизвестными, насколько можно судить, широкой публике режиссёрами вполне самопально… Кто-нибудь когда-нибудь слышал о кинокомпании «Smart Shark Productions»? А «Crazy Brosers»? Если слышали, поделитесь сведениями. А пока я поделюсь с вами своими впечатлениями от материала.

Первый фильмец – о зомбиках в Стокгольме. Девушка проходила мимо кладбища и увидела на могиле странного незнакомца. Незнакомец оказался нехорошим дядей: свернул девушке голову, фактически отделив её от тела, и в отношениях с другими людьми сполна проявил свой злобный нрав. В конце пострадавший парень озирает с крыши Стокгольм, слушая сообщение о катастрофе, связанной с действиями зомби. Убитая в начале девушка идёт по городу, внешне неотличимая от живых… Действия зомби соотносятся с терактами. В качестве эпиграфа приведены слова бен Ладена. С какого перепугу? Режиссёр нам не сказал. Шведский политический юмор, однако…

Второй экземпляр тоже не шибко радует. Комедия об очередном (и не надоело ему?) воскрешении Майкла Майерса. Нарочито грубо и плохо сделанная: с потоками клюквенной крови, с резиновыми псевдоотчленёнными конечностями. Единственный сильный момент (на фото) – эпизод с человеком, которого прикончили, засунув ему в рот видеокассету. В принципе, такое можно снимать сколько угодно в любой стране мира. Не смешно!

Ситуация меняется, начиная с третьего фильма, «Прогулка с собакой». Здесь зрителя привлекает типично скандинавская атмосфера, мглистый коричневый тон, насыщенный сепией туман, из которого выныривают причудливые персонажи – привидение, в том числе… Изобразительный ряд отсылает к «Королевству» фон Триера. В целом, не новость, но любопытно. Особенно когда выясняется, что единственный персонаж, производивший впечатление нормального обывателя – на самом деле наёмный убийца.

«Control Alt Delete» - миниатюра о человеке, прикованном цепями к телевизору, транслирующему кинохроники политического безумия ХХ века. В ответ на телевизионное насилие зритель режет себе руки и ноги, вынимает ножом глаза и, в финале, выпускает себе кишки. Метафора отношений современного человека с миром информации? Резкая вещица.

После неё можно расслабиться на «Возвращении монстра», сделанном под классическую чёрную фантастику сороковых-пятидесятых годов. Чёрно-белую, с нелепейшим сюжетом, преувеличенными реакциями героев, актёрами, вынужденными таскать на себе килограммы воистину чудовищных костюмов. Несмотря на нарочитую топорную сделанность, раздражающую в «Воскрешении Майкла Майерса», этот фильм смотрится весьма мило. Он очарователен, подобно главному монстру – существу женского пола, ничуть не агрессивному, наоборот, робкому и застенчивому, мечтающему о том, чтобы его (её!) перестали бояться. В финале герой, молодой уборщик центра по выведению монстров, приколет этой чудо-девочке в волосы алый цветок – единственную цветную деталь во всей… так и хочется сказать, кинокартине.

«Глиняные человечки на острове монстров» – вероятно, два фильма поставили рядом благодаря наличию в названиях слова «монстр». В остальном, в них нет ничего общего. «Глиняные человечки…» - жестокий пластилиновый мультик, где постоянно кто-то кого-то убивает, или насилует, или делает то и другое в любой последовательности. Насилие, объектом которого сперва является кролик, через ряд этапов добирается до динозавра. Карикатурно, но правдоподобно. Если авторы хотели вызвать у зрителя отвращение, они добились своего.

После этого сомнительного в смысле общественной морали мульта идёт (не пытайтесь это произнести) «2/6 02:32:09». Подлинный шедевр – утверждаю безо всякой иронии. И слово «подлинный» как нельзя лучше отражает его суть: ведь словосочетание «подлинная правда» первоначально означало правду, выдаваемую «под линями», то есть во время пытки. Странными и, главное, бессмысленными медицинскими пытками полон этот фильм. Вдруг ни с того, ни с сего мужчину и женщину, предположительно мужа и жену, выдёргивают из их квартиры и привозят на креслах-каталках в операционную. Там им удаляют глаза… Однако когда они утром приходят в себя в собственной постели, под марлевыми окровавленными повязками глаза, как прежде, обнаруживаются. В следующий раз супругов берут в операционную, чтобы отрезать губы – но, как и в прошлый раз, губы, оказывается, не повреждены. Но, наверное, что-то всё-таки повредили этим людям? Они не видят медиков, которые присутствуют рядом с ними, не замечают, что за квартирой постоянно наблюдают скрытые камеры. Все мы в этом мире так уязвимы и доступны для наблюдения, с каждым могут сделать всё, что угодно - даже просверлить отверстие в голове… «Где-то между игрой и повседневной жизнью мы потеряли значение вещей», - эти слова не объясняют фильм, скорее входят в резонанс с его общим пронзительно-печальным звучанием. Нельзя не отметить прекрасную работу композитора Йоханнеса Мёллера, сопровождающего показ квартиры шуршанием и треском, а сцены в операционной - музыкой, полной классической ясности и невыносимого сочувствия.

«Выкидыш призрака» – самый абсурдный фильм сборника, похожий на дурной сон. Слышали частушку про мужика беременного? Шведский мужик, несколько женственный, в высоких облегающих сапогах и с длинными волосами, родил пластмассового пупса. Засунул его в видеомагнитофон, в отделение для кассеты, и нажал на кнопку. На экране пупс начал двигать ручками и ножками, преобразуясь в настоящего младенца… Всё. А вы чего ещё хотели?

«Скуггфакс» – сочетание анимации и реального кино. Сюжет простенький: игра теней на стенах детской. Тени превращаются то в зверей, то в чудовищ, их извивы и сочетания порождают призраков… Лампочка погасла, и призраки исчезли. Редкий случай, когда их изгоняет не свет, а тьма.

«Безопасность в фактах» - много откровенного секса и философских разглагольствований. По какой причине сие изделие приписали к ужасам – спорный вопрос.

И последний фильм, сделанный в технике компьютерной анимации – «Anakolut». Что означает это таинственное слово, переводчик не сказал, так и озвучил: «Анаколют». Что это: имя собственное? Может быть, название местности, где произошло убийство? Убийство молодой женщины, в заснеженном старом доме, обнесённом оградой… Нам не покажут ни крови, ни крика: всё, чему надлежало совершиться, уже совершилось. Мы видим в призме своеобразных преломлений подробности, застывшие и в то же время меняющиеся, плывущие. Визуальный аналог той самой реки времени, которая обтекает каждую вещь, не позволяя ей оставаться прежней. Сделано очень просто, но пристально-завораживающе. Человека, не употребляющего наркотики, «Анаколют» способен вогнать в транс; что он сделает с наркоманом, подумать страшно. Подобный видеоряд не редкость на фестивалях экспериментальной музыки - и музыка, кстати, ему полностью соответствует, так что, признаться, трудно определить, что здесь главней.

Подводя итоги, могу сказать: при том, что не все фильмы сборника можно отнести к жанру ужасов, в целом он доказывает, что шведы снимать ужасы очень даже способны. Метафоричность, ирония, чувство атмосферы, тяга к нестандартным сюжетам, отсутствие боязни показа настоящей крови и настоящего вмешательства в беззащитное человеческое тело... Остаётся надеяться на появление полнометражных шведских шедевров жанра. Возможно, они уже существуют, но пока не известны русскому зрителю?


 

Ещё один фильм Понтуса Лундквиста можно посмотреть здесь:

http://video.google.com/videoplay?docid=1354148526744592415

Фотина МОРОЗОВА

23.12.2006

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)