ГОЛЕМ

Вилли Зайдель

Wylli Seidel, 15. 01. 1887-29. 12. 1934
seidel.jpg
Сегодня имя Вилли Зайделя известно, пожалуй, лишь упрямым ценителям старой фантастики, если и вовсе не одним специалистам-литературоведам. Литературный успех обходил его стороной и при жизни. Увы, даже относительно ранняя смерть не смогла изменить это положении. А жаль! Ведь это один из самых интересных фантастов в немецком языковом пространстве. Но прозрение грядёт! Одно небольшое и малоизвестное немецкое издательство «Атлантис» решилось, наконец, переиздать цикл лучших новелл Зайделя «Волшебный фонарь господина Цинкайзена» - не постесняюсь сказать, литературный шедевр. Книга вышла после почти 80-летнего забвения. Именно своей фантастической прозе Зайдель обязан вторичным открытием. А писал он отнюдь не только фантастику.

Немецкий писатель Вилли Зайдель родился 15 января 1887 года в Брауншвейге в семье профессора медицины. Род Зайделей оставил глубокий след в немецкой литературе: большой популярностью пользовалась писательница Инна Зайдель - старшая сестра Вилли, широко известен дядя писателя - Генрих Зайдель, кстати, тоже внёсший вклад в жанр фантастики, особенно в истории о привидениях.

В 1895 году семья перезжает из Брауншвейга в Марбург, а оттуда после смерти отца в 1897 году в Мюнхен. Со столицей Баварии связаны многие годы жизни писателя. Он жил в этом городе с 1897 года по 1914 год и с 1919 года до самой смерти, наступившей в 1934 году. В Мюнхене Зайдель посещал максимилианскую гимназию. Сдав экзамен на аттестат зрелости, он изучал на протяжении 5 семестров биологию и зоологию, а потом германистику в университетах Фрайбурга/Брайзгау, Йены, Марбурга и Мюнхена. В итоге он защитил в 1911 году в Мюнхене диссертацию «Природа как средство изображения в рассказах Теодора Шторма» и получил титул доктора философии.

Ещё во время учёбы Зайдель начал публиковать беллетристику, в которой рано проявилась его любовь к экзотичесим темам. Благодаря поддержке Антона Киппенберга ему удалось отправиться в путешествие в Египет. Впечатления от путешествия он переработал в романе «Der Sang der Sakije» («Песнь Сакие»). На роман обратили внимание люди из министерства иностранных дел в Берлине. В 1914 году ему поручили объездить регионы Тихого океана с целью сбора материала для литературной колониальной пропаганды. Первая мировая война застигла писателя в немецкой колонии Самоа. Британские войска немедленно заняли остров. Зайделя не интернировали только потому, что он успел бежать на корабль пока что нейтральных США. Отныне путь лежал в Америку, где он задержался на всё время войны. Не имея возможности публиковать книги, Зайдель жил на чужбине в значительной материальной нужде. К ней добавились серьёзные проблемы со здоровьем. В июне 1915 года он женился в Нью-Йорке на подданной Великобритании. Будущую жену он знал ещё по Мюнхену, где та изучала музыковедение. Он слал ей письма из США, пытаясь добиться расположения. В результате она переехала к нему за океан. Только в 1919 году Вилли Зайдель смог вернуться в Германию. Его брак, в котором родилось двое детей, уже тогда трещал по всем швам и в 1923 году окончательно распался. В 1924 году Зайдель женится вторично.

В том же году он интенсивно занялся изучением оккультного культурного наследия, правда, всегда сохраняя по отношению к нему некую дистанцию. В 1925 году издательство «Ульштайн» финансировало его научную командировку на остров Ява.

В 1929 году ему присудили «Писательскую премию города Мюнхена». В 1931 году его оказывается, что его здоровье серьёзно подорвано: нет больше сил закончить хотя бы одно произведение. После Рождества, под самый Новый Год, 29 декабря 1934 года, за полмесяца до 48-летия наступает трагическая развязка: Вилли Зайдель умирает от инфаркта после длительного пребывания в больнице, куда он попал в результате несчастного случая.

Проза Вилли Зайделя многогранна: в своих ранних работах он, изображая дальние страны, являлся типичным представителем вильгельминского экзотизма. Правда, скоро он перешагнул через это: у него появляются критические ноты в адрес колониализма. Длительное пребывание в Америке отразилось в книге «Новый Даниэль», где Зайдель сильно критикует эту страну. В 20-е годы он писал преимущественно романы и рассказы, которые можно причислить к фантастической литературе. И, наконец, ещё одна одна грань его творчества: исключительно сатирические и юмористические произведения, как например, гротескное изображение событий на том свете в «Дороге к шефу», роман «Иосса из Швабингена и холостяки» (Швабинген - район Мюнхена). Вилли Зайдель был одним из тех писателей, которые со временем променяли фантастическую литературу на фантастические мифы нацистов. В 20-е годы он посвятил себя почти исключительно изучению оккультных работ. Зайдель рано вдохновился идеями национал-социализма. Это стало причиной разрыва с другом, другим интересным фантастом Германии, Александром Морицем Фраем. Фрай был глубоко разочарован сдвигом Зайделя вправо и окончательно порвал с ним. Кстати, Инна Зайдель, известная писательница и сестра Вилли, тоже с воодушевлением приняла приход фашистов к власти и идеологически их поддержала. В октябре 1933 года Вилли Зайдель стал одним из 88 писателей, подписавших «Клятву на верность Адольфу Гитлеру».

Призраки и спиритические мотивы часто стоят в центре рассказов Вилли Зайделя, который, однако, при всём своём пристрастии к фантастическому, оккультному и иррациональному разоблачает спиритические феномены как патологические состояния или криминальные манипуляции. Тут следует упомянуть его интересный психологический роман, оригинальную вариацию на тему двойника, «Клетка» (1925). Другая книга Зайделя, «Тревога на том свете» (1927), наоборот, бодро и свежо высмеивает мюнхенские спиритические круги во главе с бароном фон Шренком-Нотцингом, о сеансах которого сообщал даже Томас Манн. Другим важным романом немецкого автора стал «Бог в оранжерее» (1925), имеющий по мистическим и культовым чертам известное сходство с творчеством Ханса Хенни Яанса и тоже претендующий на звание ещё одного образца ранней немецкой научной фантастики, так как история основания новой веры в природу разыгрывается в похожем на метрополию будущем. Безусловно, вершиной творчества Зайделя стал цикл его лучших новелл «Волшебный фонарь господина Цинкайзена»(1930). Явно ощущается подражание «Серапионовым братьям» Э. Т. А. Гофмана. В цикле особенно выделяются две новеллы. Первая, «Куколки, или исповедь одного чудака» (написана в 1928 году), написана от первого лица. Рассказчику через посредничество кукольного домика удаётся установить связь с покойной дочерью. В конце концов выясняется, что человек, от лица которого ведётся повествование, - обитатель психиатрической лечебницы.

Вторая новелла, «Старейшее существо на свете», заслуживает даже чуть большего внимания. Эта короткая история впервые была опубликована в 1923 году в Мюнхене небольшим тиражом в 550 пронумерованных экземпляров и содержала ко всему прочему 26 рисунков Альфреда Кубина. Позже рассказ выходил в 1929 году в томике «Призрак часов», а в 1930 году в вышеупомянутом цикле «Волшебный фонарь господина Цинкайзена». Затем был перерыв в 52 года, пока 2 немецких издательства почти одновременно не перепечатали рассказ (издательство Зуркамп в сборнике «Во взгляде Лауры» под редакцией Калью Кирде и издательство Бастай в юбилейном томе «Фантастическая литература»).

«Старейшее существо на свете» - история мальчика из провинциального немецкого городка, наткнувшегося в лесу на кусок металла, скрытый в земле, и с тех пор ставшего словно зачарованным. Он ощущает на себе сбивающие с толку изменения пространства и времени, получающие своё объяснение с появлением в городе таинственного китайца, доктора Сце. Гаральд и доктор выкапывают объект, кончик которого торчит из земли. Это гигантский истукан Цацель, демон с Сатурна, древнейшее существо на свете, требующее теперь свою жертву.

Метеорит в незапамятные времена вторгся в гессенскую землю и с тех пор несёт ответственность за дело уничтожения, а именно за войны среди людей и борьбу среди животных. Чтобы успокоить демона, живущего в блоке из компактного сплава железа и никеля и принявшего форму чудовищного ухмыляющегося лика, чтобы утолить его жажду крови, восточноазиатскому учёному приходится принести в жертву молодого немца Гаральда.

Критикам несколько трудно классифицировать по жанру рассказ Зайделя. Одни его рассматривают как фантастический рассказ, другие говорят скорее как о «спекулятивно фантастическом рассказе». Критики усматривают удивительное сходство с текстом Лавкрафта «Космический цвет», возникшим примерно в то же самое время. Правда, американская история была написана лишь в марте 1927 года, а в сентябре того же года опубликована в журнале научной фантастики «Amazing Stories».

Библиография (фантастика)

1. Absalom . Eine Legende, 1911

2. Das älteste Ding der Welt, 1923

3. Der Gott im Treibhaus. Ein Roman von übermorgen, 1925

4. Der Käfig. Ein seelisches Abenteuer, 1925

5. Alarm im Jenseits. Novellen, 1927

• Alarm im Jenseits

• Der Weg zum Chef

6. Der Uhrenspuk und andere Novellen, 1928

• Der Uhrenspuk

• Masken des Frühlings

• Das älteste Ding der Welt

• Geschichten vom kleinen Albert

• Der Tod filmt

• Die Unzulänglichen

• Lemuren

7. Larven. Novelle, 1929

8. Die magische Laterne des Herrn Zinkeisen, 1930

• Der kleine Tabakladen

• Das dunkle Abenteuer des Herrn Perlafinger

• Die „Lebende Blume“

• Der Apfelsinentrick

• Die Rückkehr der Violante

• Die Krawatte

• Psyche und der Tod

• Vom orangefarbenen Herzogtum

• Das älteste Ding der Welt

• Masken des Frühlings

• Larven oder Die Beichte eines Sonderlings

• Juan in der Sonne

• Herrn Zinkeisens eigene verwunderliche Geschichte

Вячеслав Короп

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)