ГОЛЕМ
Артур Ропс

Артур Ропс

Вячеслав Короп

Артур Рид Ропс

(Arthur Reed Ropes, 23. 12. 1859-10. 09. 1933)

adrian-ross-1904.jpg

   Артур Ропс родился 23 декабря 1859 года в городке Льюишеме (ныне южный район Лондона). Он был младшим сыном купца Уильяма Хупера Ропса и племянником известного военного историка Джона Колмана Ропса. Мать Артура Ропса, Эллен Холл, происходила из Скарборо, графство Йоркшир.

   Уже в школьные годы Ропс начал сочинять стихи. В 1881 году он получил специальную премию за одну лирическую вещицу, опубликованную в журнале "Темпл Бар". Его первый сборник стихов вышел в 1884 году.

   В 80-ые годы XIX века Ропс начал блестящую академическую карьеру в почтенном Королевском коледже (Кембридж). В 1882 году в Кембридж приехал Монтегю Джеймс (1862-1936), один из великих мастеров английского рассказа о привидениях, и задержался там на 36 лет. Оба студента добились стипендии. Их объединяли многочисленные интересы. Особенно по душе им пришлись история и литература. Оба восхищались творчеством Эркмана-Шатриана. Ропс перевёл и выпустил в свет некоторые их фантастические рассказы для студенческой среды в серии "Питтс Пресс". С 1884 по 1890 год он главным образом исполнял академические функции в Кембриджа, наряду с этим преподавая историю и международное право.

   Удивительные перемены в его жизни и деятельности – переезд в светский Лондон и погружение в мир оперетты и театра – как ни парадоксально, явились результатом тяжёлой болезни, которую Ропс подхватил, наблюдая гребную регату в Кембридже. В вынужденном уединении он написал либретто в фольклорном стиле "Савойской оперы" Гилберта и Салливана, "Иоанна д?Арк". В 1891 году оно было поставлено на сцене Лондонской Комической оперы. Пьеса снискала большой успех и почти год не выходила из репертуара. В 1892 году за ней последовала первая "современная" оперетта "В городе".

   В последующие 38 лет Ропс сочинил более 2000 текстов для более чем 60 музыкальных драм, в том числе для нескольких самых популярных и увлекательных оперетт своего времени. Немецкий язык Ропс выучил, чтобы прочитать лекции о жизни Фридриха Великого. Эти знания пошли ему на пользу, когда он решил перевести либретто "Весёлой вдовы", "Графа Люксембурга", "Долларовой принцессы" и других немецких, а также венских оперетт.

   В то время как Ропс публиковал под своим настоящим именем учебники (например, "A Sketch of the History of Europe", 1889) и переводы французской литературы, для оперетт и юмористических работ в сатирических журналах "Панч", "Ариель", "Татлер" он пользовался псевдонимом Адриан Росс.

   В 1901 году он женился на 42-летней актрисе Этель Вуд, которая родила ему сына и двух дочерей, Пэйшенс Генриетту (умерла в 1989 году) и Розамунд. С большой охотой он вращался в "хорошем" обществе. Джон Паркер, издатель "Кто есть кто в театре", характеризовал его следующим образом: "Артур Ропс был коренаст, бородат, имел приятную внешность, носил очки. Он слыл говоруном с неистощимым запасом хороших анекдотов и превосходным собеседником."

   Поклонников работ Ропса для музыкального театра, купивших в 1914 году роман "Из пропасти", вероятно, ужаснул совершенно неожиданный, "из другой оперы", сюжет. "Из пропасти" - шедевр английской страшной фантастики, по большому счёту оставшийся без внимания. Быстро впав в забвение после начала Первой мировой войны, эта книга до сего дня не переиздана в английском языковом пространстве.

   Первое издание вышло у Эдварда Арнольда, лондонского издателя двух сборников Монтегю Родса Джеймса "Ghost Stories of an Antiquary" (1904), "More Ghost Stories of an Antiquary" (1911). Арнольд взялся за роман Ропса после ходатайства своего многолетнего друга Монтегю Джеймса. Поэтому не удивляет, что книга посвящена "Монтегю Родсу Джеймсу, декану Королевского колледжа и рассказчику историй о привидениях."

   Атмосфера и описание "Из пропасти", между тем, стоит гораздо ближе прозе Уильяма Ходжсона, первый роман которого "Лодки “Глен Кэриджа”" (1907) выдержан в похожем архаически-документальном стиле. Обе истории смутно намекают на "непостижимый и одинокий, ползучий" ужас, притаившийся в таинственных, бездонных глубинах миазматических болот. Мрачное, богатое напряжением повествование содержит, впрочем, и каплю вермута сентиментальной любовной истории, и невыносимо нравоучительный конец. Кстати, момент непостижимого, непроизносимого предвосхищает концепцию ужаса Лавкрафта, правда, без его неомифологического основания.

   В то время, как роман Ходсона разыгрывается в болотистых местностях Саргассова моря, "Из пропасти" избирает местом действия неопределённую, во всяком случае отдалённую часть побережья Англии (в трёх днях скачки от Кембриджа). Время действия – осень 1645 года, вскоре после битвы под Нэсби в первую английскую гражданскую войну. Побеждённый войсками Оливера Кромвеля роялист граф Дипинг бежит в своё поместье посреди гигантских болот. Жители близлежащей деревни Марсхэйм отныне во власти его тиранической воли. Когда Хуберт Лейтон, племянник тирана, отправляется в путь, чтобы вступиться за угнетённых, до него доходят слухи о злодеяниях графа и его спутницы, которую считают итальянской ведьмой. Кажется, замок находится под властью зла…

   Должно быть, неудачная судьба фантастического произведения побудила Артура Ропса вновь посвятить себя целиком "лёгкой музе". Для тёмной фантастики, правда, это оказалось потерей, поскольку техника создания напряжения в романе превосходна и свидетельствует об опыте Ропса как драматурга. Одновременно он использует свои знания по истории.

   После продолжительной болезни Артур Ропс умер 10 сентября 1933 года в своём доме в Кенсингтоне, Лондон, от сердечной недостаточности.

Библиография фантастики Ропса

  • 1914 "The Hole of the Pit", роман
  • 1913 "By One, By Two, By Three" (повесть под псевдонимом Stephen Hall)
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)