ГОЛЕМ
Л. Т. К. Ролт

Л. Т. К. Ролт

Вячеслав Короп

Лайонел Томас Кэсвил Ролт

Lionel Thomas Caswell Rolt (L. T. C. Rolt)(11. 02. 1910-09. 05. 1974)

rolt.jpg

   Лайонел Томас Кэсвил Ролт, которого друзья обычно звали просто Том, родился 11 февраля 1910 года в Честере, графство Чешир. Он посещал Челтенхем-колледж и освоил профессию инженера. Затем он испытывал себя на различных поприщах. Занимался внутренней отделкой автомобилей, владел мастерской, а с 1940 года он, прежде всего, - автор технических книг (особенно о водных путях и железных дорогах Великобритании). Ролт сам собирал старые автомобили. Предметом его любви был стремительными темпами развивающийся в 20-ом веке транспорт; он основал – кстати, вместе с Робертом Эйкманом - действующую в Англии по сей день Ассоциацию речных путей (Inland Waterways Association), которая печётся о совершенствовании, сохранении и открытии для туристов английских каналов и водных путей. Кроме того Ролт был управляющим уэльской железной дорогой Талиллин. Его первая книга, «Узкая лодка» («Narrow Boat») (1944) – автобиографический рассказ о плавании по водным путям Англии. Будучи членом Консультативного совета музея науки (Science Museum Advisory Council) c 1964 года, он заботился прежде всего о музейном сохранении прикрытых промышленных учреждений - его конёк, который получил отражение во многих фантастических рассказах Ролта. Разъезжая с докладами, он посещал самые разные уголки Англии, и на радио и телевидении тоже пользовался большим спросом. Рядом с почти пятьюдесятью документальными и автобиографическими книгами литературное наследие Ролта кажется скорее скромным: два нефантастических романа и сборник историй о привидениях. Незначительный успех сборника «Больше не спи» («Sleep No More»), вышедшего в 1948 году, привёл к тому, что впоследствии Ролт написал ещё всего лишь две фантастические истории, увидевшие свет только после смерти, в 1994 году в издании Хью Лэмба. В 1996 году эти две истории вышли повторно, на сей раз вместе со сборником «Sleep No More». Эти истории отражают привязанность Ролта к техническим объектам: привидения появляются в необычном окружении и в связи с иными причинами, чем это имело место в фантастике до той поры. Ролт умер 9 мая 1974 года в возрасте 64 лет от длительно протекающего рака, о котором почти до последнего знали только самые близкие ему люди.

   Ролт писал свои истории в традиции Монтегю Джеймса. В них уже заметен переход от классической формы в стиле мастера к более современной. Вместо церквей и библиотек, которые предпочитал Джеймс, у Ролта на передний план выходят брошенные горнорудные прииски и прикрытые фабрики как места действия старинного ужаса, к примеру, в «Литейном заводе банка Хаули» («Hawley Bank Foundry»), «Шахте» («The Mine»). Заметно также влияние на Ролта других авторов, как, например в «Cwm Garon», перерабатывающем идею Артура Мэкина «Маленькие люди» («Little people»). Его эссе «История о привидениях - некролог» (1956) свидетельствует о Ролте как тонком знатоке и умном интерпретаторе фантастической литературы, отходящего в сторону от М. Р. Джеймса, и одновременно уверенном стилисте с хорошей техникой повествования, который сам не верил в призраки, но понимал историю о привидениях (согласно Джеймсу) как утончённую литературную игру, призванную нагнать страху на читателя, так чтобы мурашки по спине пробежали.

   Ролт, может быть в ещё большей степени чем М. Р. Джеймс, был мастером недоговорённостей и предвидимого конца. Так, кульминация «Комнаты с гербом в Эшкомбе» - встреча Эмоса Бингли с привидением, притаившемся в комнате с гербом - передаётся читателю лишь с точки зрения миссис Бингли, которая в ужасе подслушивает под дверью. А в «Радостях музыки» наказание сатаниста происходит уже не в рамках собственно действия, а предвосхищается в смерти прежнего жильца, Тревертена. Картина, которой заканчивается история, обладает тончайшим очарованием ужаса, по сравнению с которым отступают в тень даже некоторые из выдающихся моментов в произведениях М. Р. Джеймса. По мнению Майка Эшли, горсть историй о привидениях Ролта принадлежит к лучшим своего рода середины 20-го столетия, уже намекающим на более поздних авторов, таких как Фритц Лейбер и Рамсей Кэмпбелл.

Библиография фантастики Ролта:

  1. 1948 -«Sleep No More», Constable (London)
    • The Mine
    • The Cat returns
    • Bosworth Summit Pound
    • New Corner
    • Cwm Garon
    • A Visitor Ashcombe
    • The Garside Fell Disaster
    • World’s End
    • Hear Not My Steps
    • Agony of Flame
    • Hawley Bank Foundry
    • Music Hath Charms
  2. 1994-«Two Ghost Stories»
    • The Shouting
    • The House of Vengeance
  3. 1996- «Sleep No More»:
    • 12 рассказов оригинального сборника «Sleep No More» 1948 года
    • The Shouting
    • The House of Vengeance
    • The Passing of the Ghost Story (эссе о истории с привидениями)
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)