ССК 2018
Ричард Генри Молден

Ричард Генри Молден

Метки:

Вячеслав Короп

Ричард Генри Молден

(Richard Henry Malden, 1879-1951)

malden.jpg

   Р. Г. Молден - ещё один член круга Монтегю Джеймса в Кембридже. Он присутствовал на многих знаменитых встречах, во время которых Джеймс читал вслух свои истории о привидениях, и тоже был человеком церкви. Его тоненькое литературное наследие фантастических рассказов - всего девять историй – складывалось на протяжении более чем тридцати лет, с 1909 по 1942 годы. Наряду с этим будущий декан (Dean) собора в Уэльсе сочинял преимущественно религиозные трактаты, а после приглашения на этот уважаемый церковный пост написал "Историю Уэльсского собора". Его антикварные симпатии и пристрастие к изучению неподлинных библейских текстов, разделяемое со старшим на 17 лет Джеймсом, а также свойственный ему тон рассказчика - смесь устной речи и учёных цитат - делают, кажется, из Молдена идеального продолжателя джемсовской традиции истории о привидениях.

   Ричард Генри Молден, родившийся в 1879 году, происходил из семьи, принадлежавшей к высшим слоям британского общества. Жизненный путь Молдена привёл его через престижный Итон в Королевский колледж Кембриджа, которым руководил Джеймс, ставший к тому времени ректором. При виде подобного сходства путей к образованию возникает искушение заговорить о жутковатом сходстве биографий, предсказывающем, что литературные увлечения старшего перейдут к младшему. Во всяком случае, схожее происхождение и одинаковые интересы вскоре привели к тесной дружбе, просуществовавшей вплоть до смерти Джеймса в 1936 году.

   После посвящения в сан в Кембридже Молден был сначала пастором общины Суинтона. Затем он ушёл в кембриджский Селвин-колледж преподавателем теологии. В последующие годы его приглашали на различные другие церковные должности, включая ректора лидской школы духовенства и капеллана военного корабля HMS Valiant в военное время. Вершиной карьеры Молдена стало его назначение в 1933 году деканом кафедрального собора в Уэльсе. Этот пост он занимал почти до самой смерти в 1951 году.

   Когда в самый разгар войны, в 1943 году, вышли в свет девять историй Молдена о привидениях-единственный его вклад в фантастику - впервые собранные под названием "Девять привидений", в предисловии к томику автор подчёркнуто указывал на преемственность содержащихся в них историй. "Каждый, кто знаком с "Ghost Stories of an Antiquarian"", говорится там, - "тут же без труда поймёт, кем они были вдохновлены." Далее Молден продолжает: "Между тем прошло довольно времени со дня смерти доктора Джеймса для первой попытки продолжения традиции, хорошо знакомой или, более того, ставшей дорогой его друзьям. В этом смысле эти истории были теперь собраны и переработаны. В известной степени это дань его памяти, хотя они по качеству и не дотягивают до его творчества."

   То, что тем самым Молден сознательно объявляет свою зависимость, даже некоторым образом эпигонство по отношению к своему уважаемому другу и наставнику, воспрепятствовало для грядущих поколений увидеть в нём не только подражателя. В самом деле нельзя не заметить тесной связи с литературным кумиром. Нельзя не заметить также, что у него недоставало способности создавать такие же убедительные и изящно сплетённые сюжеты, как у мастера, сила которого как раз и состояла в интеллектуально утончённой игре с читателем по разоблачению происходящего. Истории Молдена по действию кажутся проще и финал их часто предсказуем.

   В "Солнечных часах" ("The Sundial"), например, очевидном повторе джеймсовского "The Rose Garden" закрадывается даже вопиющая ошибка в логике развития действия. И всё-таки есть в Молдене нечто, делающее его истории чем-то большим, нежели хорошо сработанные имитации. Может быть, всё дело в тоне рассказчика, более тёплом, чем у Джеймса, и – как в "Могильной плите" - ушедший мир снова встаёт перед читателем в меланхолическом освещении, не исключающем, однако, иронии. Даже посмертный рассказ священника в "Прикосновениях ночи", осуждённого в результате страшного приключения на длительную хворь, подспудно дышит этой блаженной меланхолией дней ушедших. И хотя Молден не был изобретателем сюжетов милостью божьей, ему всё-таки постоянно удаются моменты ужаса, оставляющие у читателя прямо-таки впечатление кошмара и ни в чём не уступающие Джеймсу, если не сказать, порой превосходящие Джеймса. Один из таких моментов имеется в выше названной истории "The Sundial", когда рассказчик кругами гоняется за предполагаемым грабителем вокруг живой изгороди-пока, наконец, не замечает, что отстал и вдруг сам стал гонимым. Другой момент – встреча с дьяволом, или кем бы то ни было, на одинокой дороге в новогодний вечер - в рассказе "Прикосновения ночи".

   Прежде всего эти моменты (и не только) делают истории Молдены достойными чтения в наши дни. В литературно-историческом плане они знаменуют собой начало подражания джеймсовской модели повествования, и тем самым начало традиции "James-Gang", в сознательном обращении к великому кумиру, каковая живёт и по сей день среди молодых английских авторов. Если угодно упрекнуть в чём-нибудь истории Молдена, то, может быть, это касается столь близкого по стандарту качества приближения к кумиру, что порой уже и не отличить . Во всяком случае английская публика не видел в этом ничего страшного. Именно поэтому "Девять привидений" выдержали три издания только во время войны.

Из Лексикона фантастической литературы

В то время как некоторые истории кажутся откровенным подражанием Джеймсу ("The Thirteenth Tree"), другие имеют больше самостоятельности. Убедительней всего, пожалуй, часто издаваемые рассказы "The Sundial", "Банк Стивинго" ("Stivinghoe Bank") и "Руководство священника" ("The Priest’s Brass"). В сравнении с Джеймсом бросается в глаза, что Молден заменяет академическую тональность на сдержанную сухость, а его попытки иронизировать по большому счёту не удаются. Концовки его в принципе хорошо сконструированных историй, разыгрывающихся в старинных английских особняках или церквях, оставляют у читателя осадок разочарования. Поэтому непонятно, как Дэвид Роулендс, издавший в наше время истории Молдена и сам пишущий в манере Джеймса, мог поставить Молдена выше самого кумира.

Библиография фантастики Молдена

    "Nine Ghosts" - Девять привидений, сборник 9 рассказов, 1943 год, изд. Е. Arnold, London:

    1. A Collector’s Company (1909)
    2. The Dining-Room Fire-Place
    3. Between the Sunset and Moonrise
    4. The Blank Leaves
    5. The Coxswain of the Lifeboat
    6. The Sundial
    7. Stivinghoe Bank
    8. The Priest’s Brass
    9. The Thirteenth Tree
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)