ССК 2018

Костёр первый. "Мрак над Джексонвиллем" Б. Обер.

Обер Б. Мрак над Джексонвиллем: Роман/ Пер. с фр. Е. Капитоновой. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 448 с.

Вы поддаётесь рекламе? Я – иногда поддаюсь. Конечно, смотря какой. Реклама стиральных порошков, пива, автомобилей и средств от головной боли оставляет меня равнодушной. Иное дело – вот такие рекомендации:

"Брижит Обер не случайно называют "королевой триллера" - во Франции она самый титулованный писатель, работающий в этом жанре, автор множества захватывающих и зловещих историй, таких как "Четыре сна доктора Марча", "Железная роза", "Мастерская смерти" и других. Её имя стоит в одном ряду с такими мастерами, как Себастьян Жапризо и Жан-Кристоф Гранже."

Звучит заманчиво. Так и тянет ознакомиться, в самом-то деле.

Первой мне попалась в руки "Мастерская смерти" - роман о человеке необычной профессии, который мумифицирует трупы, искусно придавая им видимость жизни. Много анатомо-химически-технической специфики, много подробностей, которые обязаны шокировать неспециалистов – но, за вычетом всего перечисленного, в сухом остатке получаем нормальный традиционный детектив. Чересчур даже традиционный: сюжет представляет собой коллекцию штампов, неоднократно встреченных мною у других авторов, в других романах. Поступки убийцы наскоро выводятся из несчастливого детства: свежо, как шутка об осетрине второй свежести. Себастьен Жапризо, с которым как будто бы (проверить, за незнанием французского, не могу) сравнивают Обер, снабжал своих убийц более проработанными мотивами!

Но, может, "Мастерская смерти" - неудачное изделие талантливого автора? А может, автор просто не любит писать детективы – и они для него второсортны, по сравнению с ужасами? Меня, как и всех здесь собравшихся, интересуют, конечно, ужасы, так давайте судить о Брижит Обер на основании последних. С этим намерением я и приобрела роман "Мрак над Джексонвиллем". "Критики сравнивают его с лучшими произведениями Стивена Кинга", - сулила аннотация…

Сходство с Кингом и впрямь выпирает с первых же страниц. Типичный Маленький Американский Городок, одолеваемый воскресшими мертвецами; местные жители – домохозяйки, полицейские, врачи, дети (двое мальчиков-друзей, чёрный и белый); тщательно фиксируемые марки продуктов и автомашин – всё это кивает в сторону Стивена Великого и Ужасного. Однако такое сходство – опасная штука: высоко поднимает планку. Сможет ли автор через неё перескочить? Увы… Внешние приметы кинговской прозы с особой ясностью обнаруживают дистанцию между ней – и романом Обер. Основное достоинство Кинга – способность создавать полнокровных, убедительных, наделённых характерными чертами и запоминающимися биографиями персонажей. Обер пытается следовать в русле этой традиции, но ничего не получается. В результате, её Джексонвилль заполнен толпой сереньких, неотличимых друг от друга субъектов – нет, скорее, объектов. Чтобы разобраться, кто есть кто, в процессе чтения приходится то и дело возвращаться на предыдущие страницы, уточняя имена и фамилии. Через день после того, как книга прочитана, из этой оравы не вспомнить вообще ни одного лица с необщим выраженьем.

Очевидно, сознавая своё поражение в области психологической прозы, Обер пытается взять реванш на другом фронте и, как это было в "Мастерской смерти", забрасывает читателя трупными подробностями:

"Женщина повернула голову, и он увидел её изуродованный, продавленный профиль: скула и нижняя челюсть отсутствовали, кости черепа обнажены. Она подняла руку к искалеченной голове, аккуратно отломала кусочек черепной кости и принялась ковырять им в зубах.

Льюис семнадцать лет проработал судебно-медицинским экспертом. Поэтому его не вырвало – он лишь подумал о том, выдержит ли этакое зрелище его сердце. Женщина отбросила в сторону кусочек кости и спрыгнула на пол. Он съёжился, почувствовав, как от ужаса у него аж яйца внутрь втянулись. Она прошла мимо, взялась за ручку двери, опять обернулась и, обнажив в улыбке свои копошащиеся зубы, молвила:

- Я не ем мёртвого мяса, это вредно для здоровья." (С. 250)

Думаете, скажу, что это плохо написано? Да нет, совсем не плохо… Беда в том, что такие эпизоды, собственно, и составляют всё действие. Сюжет буксует на месте, зато разлагающиеся мертвецы, могильный смрад, гнилостные жидкости, гигантские насекомые сыплются, как из бездонного помойного ведра. Примерно к двухсотой странице это перестаёт даже смешить. Будто смотришь фильм, абсолютно бессмысленный, однако напичканный спецэффектами. Если вы поклонник такого кино, "Мрак над Джексонвиллем" - книга для вас. Я же давненько не держала в руках такого толстого и так бестолково написанного романа.

Но дочитать всё-таки надо было, чтобы обрести разгадку: по какой, собственно, причине зловещие мертвецы атаковали данный городок? Оказывается, его жители, которые довольно долго казались живыми, уже много лет мертвы. Во всём виноват дедушка одного из мальчиков: владея магическими искусствами, он решил дать покойникам ещё один шанс и, отсрочив для них наступление смерти, собрал и поселил в Джексонвилле. Здесь они могли поддерживать видимость жизни, пока не вспомнят о том, что на самом деле они – трупы… Кроме шуток, идея ценная! Что-то фаустовское улавливается в ней: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!". Забрезжил порыв перечитать всё с самого начала под углом этого прорезавшегося в конце зрения… Но угас, не реализовавшись – стоило представить перечитывание всей этой мути ради вылавливания тонких намёков на толстые обстоятельства. Обстоятельства, которые не добавят персонажам ни индвидуальности, ни жизни – как были трупаками, так и остались. А если бы не их отпадающая пластами кожа и вываливающиеся кишки, были бы просто картонными фигурками.

В общем, Брижит Обер в искусстве гримировки "под жизнь" уступает герою "Мастерской смерти": кое-как изготовленные ею манекены не выдать ни за Кинга, ни за Жапризо. Издали ещё кое-как сойдёт, но книги покупают для того, чтобы читать их, а не хвалебные аннотации.

Фотина МОРОЗОВА

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)