ССК 2018
Артур Грей

Артур Грей

Вячеслав Короп

Артур Грей

(Arthur Gray, 28. 09. 1852- 12. 04. 1940)

   Долгое время авторство "антикварных историй" о привидениях, вышедших примерно в 1910 году под псевдонимом Ингульфус в двух кембриджских журналах, было тайной. Предположения о возможном авторе простирались от Джона Эллиса Мак-Таггарта, профессора Тринити-колледжа и знатока Гегеля, до Артура Бенсона и даже самого М. Р. Джеймса. Лишь когда 8 разрозненно выходивших рассказов были собраны и опубликованы вместе в 1919 году в издательстве W. Heffer & Sons под названием "Tedious Brief Tales of Granta and Gramarye", автор открыл своё настоящее имя, занеся в скобки рядом с псевдонимом: "Артур Грей, ректор колледжа Иисуса" (Джизус-Колледж).

   Артур Грей родился 28 сентября 1852 года, посещал частную школу Блэкхелз в Лондоне, а затем пошёл в кембриджский колледж Иисуса. Как многие учёные "джеймсовской республики", Грей всю жизнь оставался верен своей однажды избранной альма-матер. После завершения учёбы он поначалу был выдвинут в ранг Fellow (что-то вроде приват-доцента), позже в ранг тутора Джизус-Колледжа. Когда в 1912 году его, наконец, назначили ректором (Master) этого учебного заведения, он стал первым за 400-летнюю историю колледжа человеком без духовного сана, которому позволили занять этот пост. В противоположность ко многим другим профессорам, проводивших жизнь в хиггинсовской традиции убеждённого холостячества, Грей был женат с 1882 года на Алисии Оноре Джелл и стал отцом шести сыновей. Он надолго пережил жену и достиг для тогдашних условий прямо-таки библейского возраста: 87 лет. 12 апреля 1940 года он умер в помещениях служебной квартиры, занимая пост ректора, сохранив до конца живой ум и неплохое здоровье.

   Литературная деятельность была для Артура Грея преимущественно хобби. Главным образом ректор уважаемого колледжа занимался исследованием Шекспира ("Зять Шекспира", 1939, "Глава из юности Шекспира", 1926) и историей Кембриджа. Если его вклад в шекспироведение был скорее эфемерным (в одном труде он рассуждает, был ли Шекспир в молодости пажом в поместье некоего сельского аристократа), то исторические работы о городе Кембридже в общем, и особенно о Джизус-Колледже достойны чтения до сих пор. Интересный пример - книга "Cambridge and Its Story" (1912), освещающая историю университета в форме рассказов, от Эразма до Теннисона. Да и его истории о привидениях, которые, за исключением одной, разворачиваются в колледже Иисуса, кажется, прямо связаны с его изучением истории колледжа. Неудивительно, что Грей для этих прозаических боковых отростков своей страсти к истории выбрал псевдоним Ингульфус. Реальный Ингульфус - саксонский монах, скончавшийся в 1109 году - написал историю своего Кройлендского аббатства в графстве Линкольншир, известного с 716 года и принадлежавшего ордену бенедектинцев. Имя Ингульфуса связано с одной из самых известных литературных мистификаций в английской литературе: ему приписывалось написание истории аббатства на латинском языке, вымышленность или подложность которой более чем очевидна.

   Рассказы Грея о былых университетских временах - с вкраплениями действительных или искусно имитирующих достоверность документальных свидетельств, вкупе со специфически окрашенным юмором - близки по стилистике рассказам Монтегю Р. Джеймса с их "антикварной" тематикой.

   Рассказ "Некромант" рассказывает о происшествии времён "счастливой революции" (1688/1689) и впервые выходила в "Cambridge Review" от 17. 10. 1912 года. Особняком стоит история "Suggestion" (впервые вышла в том же журнале в 1925 году 23 и 30 октября с продолжением), не вошедшая в первый сборник 1919 года. Она не совсем типична для Грея. Место её действия не Джизус-Колледж, а совершенно вымышленный Бишоп-Колледж. В этих историях сверхъестественное происшествие лишь поверхность, на самом же деле речь идёт об изнурённых, склонных к бредовым представлениям душам героев - тематика, отличающая Грея от Джеймса и сдвигающего его к По и Мопассану. В этом аспекте Артур Грей кажется актуальней, чем может дать понятие барочная, на первый взгляд, вязь его текстов. Ещё одно отличие от Джеймса: типичный барочный стиль Грея доводит до крайности тягу Джеймса к кольпортажу старинных документов тем, что его язык, латинизирующий или барочно-витиеватый, не ограничивается вымышленным документом, а становится характеристикой самого текста.

Библиография

"Tedious Brief Tales of Granta and Gramarye", 1919 (переиздан в 1993 году)

Это сборник рассказов:

  1. To Two Cambidge Magicians
  2. The Everlasting Club (27. 10. 1910 в "Кембридж ревю")
  3. The Trasure of John Bodcoke
  4. The True History of Anthony Ffryar
  5. The Necromancer (17. 10. 1912 в "Кембридж ревю")
  6. Brother John` Bequest
  7. The Burden of Dead Books
  8. Thankfull Thomas
  9. The Palladium
  10. The Sacrist of Saint Radegund
  11. Suggestion (этот рассказ вошёл только в издание 1993 года) (впервые в "Кембридж ревю" 23. 10 и 30. 10 1925 года)

Переводы на русский

"Вечный клуб" в антологии "Клуб привидений", 2007, С.-Петербург, Издательский дом "Азбука-классика"- "The Everlasting Club"

На главную страницу

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)