ГОЛЕМ

Гонгофер (1992)

Страна - Россия

Режиссёр Бахыт Килибаев

В ролях: Иван Мартынов, Виктор Степанов, Екатерина Кмит, Раса Торнау и др.

«Гонгофер – сон, который увидят все.» Этот рекламный слоган под изображением надвигающегося на город сумрачного кабана притягивал взгляды пассажиров метро ещё в конце 1991 года. Фильм вышел в 1992, причём как-то незаметно, ютился по второразрядным кинотеатрам, где даже я, завзятая тогда киноманка, не смогла его отловить. Посмотрела уже гораздо позже, году эдак в 1994, когда его показали поздно ночью по телевизору, и ощутила себя отравленной. Вторая встреча с фильмом состоялась в 2010, и всё оказалось не настолько мрачно, больше бросались в глаза стёбные моменты. Сейчас, после третьего просмотра, впечатление от фильма у меня в голове приобрело очертания, которые вряд ли что уже изменит.

Имя кабана, ставшее названием фильма, ничего не означает, однако задаёт определённый настрой. Я не поленилась сделать его фоносемантический анализ с помощью сервиса http://psi-technology.net/servisfonosemantika.php. Выяснилось, что преобладают следующие характеристики: «плохой, маленький, тёмный, пассивный, шероховатый, низменный, тусклый, печальный, тихий, короткий, трусливый». Как видим, о страшном здесь речи нет¸ зато много – о состоянии людей, у которых выбили из-под ног страну, вынужденных расплачиваясь деньгами, обесценивающимися, прежде чем очередь дойдёт до прилавка, работать за эфемерную зарплату, скорее из любви к делу или просто по привычке, шарахаться от набирающего силу криминала – умалиться бы, скрыться, стать тихим и коротким! Лихие девяностые ещё не вступили в зенит или, скорее, надир, но их дух сквозит повсюду и отовсюду, начиная от группы «Ноль» (сцена одинокого буйного пьянства под песню «Так я потерял своё имя» становится ну просто запредельно депрессивной) и кончая цветовой гаммой, если это грязновато-размазанное нечто с отдельными кричащими вкраплениями жёлтого и зелёного можно так назвать. Пирамида МММ как источник финансирования фильма, ВДНХ, где ещё продают скот, не успевшая превратиться в пристанище бесчисленных ларьков, мусор и разрушения на улицах Москвы, драки на вокзале, помпезные реликты советской эпохи рядом со скоропортящимися реалиями эпохи настающей – всё это, без сомнения, бред и сон девяностых, весьма похожие на переживаемый героями алкогольный психоз.

Так что слоган оправдался на все сто: «Гонгофер» - сон, который увидели все. Пусть даже фильм посмотрели немногие.

Что до сюжета, он символически отражает или, если учитывать год выпуска, предвосхищает основной конфликт девяностых. Колхозники, приехав в столицу, чтобы купить быка, встречают ведьму – красавицу блондинку по имени Ганна (имя, как и то, что путешественники наши – казаки, - не последний в фильме отсыл к Гоголю). Ганна присутствует на официальных мероприятиях, ездит на дорогой машине, внешне – смесь комсомольской работницы с подружайкой криминального авторитета; словом, она – представительница слоя, который получил неограниченную власть над бесправными, бедными и слабыми согражданами. Главный герой, Колька Смагин, подпадает под чары Ганны, она же, увезя его к себе на квартиру и бессовестно воспользовавшись его деревенской невин… ну ладно, мужским желанием, проводит незаконную трансплантацию органов: подменяет ему глаза. Вместо карих у него наутро обнаруживаются чужие, голубые. Казалось бы, невелика потеря, а? Но Колька впадает в длительный запой, страдает, буйствует: у него отняли что-то очень важное, имеющее отношение к самой его сути, к наследственности, к непрерывности поколений. «Тебе они от родителей достались, а им – от своих родителей», - поясняет Колькин дядя, председатель колхоза, убеждая племянника снова ехать в Москву, добывать у ведьмы отнятое.

И два представителя обманутого и ограбленного трудового народа прутся в столицу, чтобы навести там шороху. Судя по тому, какое внимание уделяется показу выпивки (а бухие дядя с племянником постоянно), и по алогичности происходящего, все последующие события могут быть интерпретированы как порождение пьяных мозгов. Демоническая уборщица, убийство чудовищного свина Гонгофера и поедание его сердца сырым, карманное зеркало, которое трещина преобразила в карту Москвы, квартира Ганны в Чертанове, оказавшаяся совсем не такой блистательной, как при первом визите, нападение старух, которых председатель порубал своей казацкой шашкой, а потом скормил догу, впрочем, дога тоже пришлось порубать и скормить болонке, а болонку отдать скоплению странных зомби (впрочем, в том 1992 году, кое-как одетые и снятые на мутную плёнку, и нормальные живые граждане могли выглядеть не лучше)… Была ли болонка на самом деле Ганной? Зачем было Ганне убивать Кольку, если обратной замены глаз так и не произошло? Возможно, всего-то и вышло, что казаки спьяну зарезали чужое животное и убили обитательниц первой попавшейся квартиры, в которой отродясь не жило никакой Ганны, а потом один из них пал жертвой преступности на вокзале? А может, вообще всё померещилось? Или это байка местного Рудого Панька – вроде той, которую он рассказывает под занавес, демонстрируя в доказательство своей правдивости увеличившееся в размерах ухо?

А ведь между прочим, вне зависимости от того, как оценивать в смысле страшности фильм целиком, байка и впрямь пугающая. Памятник космонавту Волкову… ночью, в степи… глаза светятся красным… и гудит… приложишь к нему ухо – ухо распухает… Жутко, что тут ещё скажешь.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)