ГОЛЕМ
Жанр ужасов и Россия

Жанр ужасов и Россия

Метки: |

Причины, почему жанр ужасов с таким трудом пролагает себе дорогу в России, можно условно разделить на две группы. Первая связана с общим мировоззрением русского народа, вторая – с его ближайшей историей и текущей издательской ситуацией. Подчёркиваю, что это разделение условно, поскольку причины тесно переплетаются.

Первое – важность для жанра ужасов нормальной реальной жизни и нормальной морали. Ужас в сюжете – нечто экстремальное, что особенно ярко выявляется именно на фоне обыкновенной, "средненькой" жизни. Так вот, именно такое "среднее" состояние – состояние человека, который живёт себе спокойно и обеспеченно, работает на приличной работе, платит налоги, имеет семью и при этом чётко представляет себе, что такое хорошо и что такое плохо – для России не было типичным на протяжении веков. Нормой считалось то, что в других странах было бы принято за чрезвычайную ситуацию – и это повлияло на русское самосознание. Мы гордимся тем, что таков уж наш менталитет: русского бросает из крайности в крайность – как в истории, так и в повседневности. Либо подвиг – либо разбой, но не каждодневный усердный труд; либо святость – либо разрушение церквей, но не хождение в церковь каждое воскресенье со следованием христианским заповедям в быту… Такому ли русскому бояться сверхъестественных существ? Да его сам чёрт испугается!

Не скажу, что эта картинка целиком правдива, но она влиятельна до сих пор. Русский обыватель – фигура, которая благодаря экономическим реформам уже родилась, но не приобрела ещё зримые черты, не стала такой же характерной, как английский клерк, французский рантье или житель маленького американского городка. А если нет нормального среднего типажа – некому в хорроре претерпевать нашествие демонов.

Похожая экстремальная ситуация отмечается и в русской культуре. Собственно, наша светская культура, по сравнению с европейскими, очень молода: если вести отсчёт от Ломоносова, ей менее трёхсот лет. До этого русская литература разделялась на два не сообщающихся между собой слоя: чрезвычайно высокий – церковные, вероучительные произведения, и чрезвычайно низкий – произведения бродячих актёров-скоморохов, полные непристойных сюжетов и матерной брани. ("Средний" жанр – древнерусские повести – был крайне скуден и представлен в значительной степени заимствованиями и переводами.)

Это разделение в какой-то мере дошло до наших дней. В России с трудом приживается взгляд на искусство как на особую область применения талантов, которая имеет свои особые задачи. В число этих задач не входит духовное преображение человека – что, однако, не превращает искусство в царство грубого кича. Вот это представление, что искусство смеет быть "средним", в России практически отсутствует. Оно у нас – либо предмет почти религиозного (иногда и без "почти") поклонения ("Поэт в России больше, чем поэт"), либо – предмет сугубо развлекательный, отношение к которому уничижительно-несерьёзное. Жанр ужасов на Западе – дитя "средней" культуры; у нас, когда он всё-таки просачивается в печать, то попадает во вторую нишу, что не способствует его развитию.

Однако вышеперечисленные помехи не являются непреодолимыми. Лекарство - исправление экономической ситуации и наличие значительного количества обеспеченных людей, восприимчивых к искусству самому по себе, вне религиозных чаяний и идеологического диктата. Эти факторы сформировались в России к началу ХХ века – и при благоприятной ситуации после Серебряного века у нас мог возникнуть полноценный жанр ужасов. Однако помешали семьдесят с лишним лет советской власти, которая, во-первых, усугубила ситуацию русского экстрима, препятствуя нормальной жизни, а во-вторых, тотально запрещала ужасы в искусстве. Собственно, единственным запрещённым из массовых был именно этот жанр. Почему? Я полагаю, потому, что существенным моментом любого произведения ужасов является наличие зла как активного действующего начала – элемента человеческой натуры и / или мироздания. А в рамках советских официальных представлений имело право существовать только зло социальное, порождённое капитализмом и исчезающее по мере продвижения к коммунизму. Всякое иное представление о зле ставило под вопрос коммунистическую утопию в виде построения земного рая. Чтобы не допускать таких опасных мыслей, в СССР жанру ужасов было позволительно просачиваться только в обличии классики (А. К. Толстой, Э. По) либо научной фантастики (вы будете смеяться, но именно в сборнике научной фантастики в 70-е годы публиковался рассказ Ж. Рэ "Рука Гёца фон Берлихингена").

Сейчас в России повторяется ситуация, которую мы уже имели сто лет назад. Появился слой образованных, зарабатывающих себе на хлеб честным трудом людей, которые при этом около двадцати уже лет читают переводы западноевропейских и американских литераторов, смотрят как голливудские фильмы, так и артхаус. Судя по Интернету, спрос на ужасы в кино и литературе чрезвычайно велик.

Почему же он не рождает предложение? Почему у нас по сей день не появилось ничего равного – не то, что американскому или итальянскому, но хотя бы бельгийскому жанру ужасов?

Во-первых, политика издательств. Главы крупных издательских домов сформированы советским периодом, во время которого единственным занимательным чтением были детективы. На детективы они делают ставку и сейчас – в ущерб всем остальным жанрам. Если ужасы и издают, то отношение к ним, повторюсь, уничижительно-несерьёзное. "Страшилки", "Ужастики", "Твой ужастик" - вот характерные названия, под которыми выходят серии "страшных" повестей, адресованных главным образом школьникам. Взрослый читатель, по мнению издательств, должен переключаться сразу на детективы. Ну, в крайнем случае, на любовные романы или боевики.

Во-вторых, некоторая культурная дезориентированность тех русскоязычных литераторов, кому выпало возрождать жанр в наши дни. Если англоязычная проза имеет мощную "тёмную" традицию, путь которой ведёт от готического романа Анны Редклифф к хоррору Стивена Кинга, у нас ничего похожего нет. Классическое наследие невелико по объёму. Традиция, к тому же, прервана советской властью… Поэтому русский, пишущий в жанре ужасов, как правило, либо копирует американские образцы (с трудом поддающиеся переносу на отечественную почву), либо изобретает велосипед в виде сплава хоррора с криминальным жанром, социальным юмором или поэтической стилизованной прозой. Удачи проблёскивают то здесь, то там. Но цельное, национально своеобразное направление пока не создано.

Главное хранилище произведений в жанре ужасов – Интернет. Хочется верить, что талантливые писатели, чьи имена пока известны лишь узкому кругу посетителей специализированных сайтов, найдут своих издателей и свою публику.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)