ГОЛЕМ

Дом со смеющимися окнами / La casa dalle finestre che ridono (1976)

Метки: | |

Страна - Италия

Авторы сценария: Антонио Авати, Пупи Авати, Маурицио Костанцо, Джанни Кавина

Режиссёр Пупи Авати

В ролях: Лино Каполиккио, Франческа Марчиано, Пьетро Брамбилла, Эуджен Вальтер и др.

Перед нами – образец классического джалло середины семидесятых. Режиссёр Пупи Авати (создатель более известного у нас фильма «Зедер (Голоса с того света)» и соавтор сценария в «Сало, или 120 дней Содома») носился с идеей семь лет, но никто ему денег под неё не давал. А когда наконец удалось выбить определённую сумму, она оказалась весьма небольшой, что обусловило жёсткий минимализм: убийств здесь мало, и они показаны достаточно скромно. Зато Авати вложился в создание атмосферы, и вот ею-то останется удовлетворён самый придирчивый ценитель: практически весь фильм идёт нагнетание жути, возрастает предощущение событий, взрывающихся бомбой в последние десять минут.

Реставратор по имени Стефано приезжает в провинциальный городок по приглашению мэра: надо восстановить фреску на церковной стене, изображающую, судя по видимым фрагментам, святого Себастьяна и принадлежащую кисти местного уроженца, считавшегося слегка тронутым. Как это водится в итальянском кино, городок отмечен скоплением причудливых личностей: сам мэр – калека маленького роста; умственно нездоровый и сексуально озабоченный церковный служка; пьяница, который пытается залить алкоголем тягостное знание кое-каких подробностей городского прошлого. Постепенно Стефано проникает в тайну погибшего художника, любившего писать с натуры агонию, и его ужасных сестёр, которые до сих пор живы… Не хочу спойлерить, поскольку детективная линия составляет по крайней мере треть очарования фильма, однако признаюсь, что если одну сестричку мне удалось вычислить быстро (она особенно и не пряталась), то кем всё это время была вторая, стало полной неожиданностью. Ай да Пупи, ай да сукин сын!

Актёры сыграли ровно и слаженно, хотя яркими их работы не назвать (исключение – церковный служка замечательно маньячного вида). А вот чей вклад в зрительские впечатления является по-настоящему выдающимся – несомненно, это декораторы, оформители и другие киноработники, благодаря которым и вилла, где поселили Стефано, и упомянутый в названии дом, ставни которого расписаны смеющимися ртами, повышены до уровня полноценных действующих лиц. Отдельно отмечу художника (художников?), сотворившего (сотворивших?) пресловутую фреску. Что до музыкального сопровождения Амедео Томмази, то оно довольно-таки малозаметное… Впрочем, стоит ли непременно ждать от джалло арджентовских «Гоблинов»? Саундтрек скорее обволакивает, чем сбивает с ног.

Стоит ли смотреть? Это зависит от того, что вы вообще цените в фильмах ужасов. Если предпочитаете кучи трупов, кровь по щиколотку, отпиленные руки и ноги и пузырящиеся кишки, лучше подыщите что-нибудь другое. Но если вы склонны находить вкус в полутёмных обветшалых виллах, зловещих шорохах, внезапно гаснущем электричестве, извращённых картинах, намекающих на тайны гораздо более жуткие, чем те, что открывает сюжет, - не пропустите «Дом со смеющимися окнами». Возможно, вам даже захочется снова и снова вслушиваться в пропитанный одержимостью шёпот, ползущий с бобин старого магнитофона: «Мои краски, о, мои краски… Они текут в моих жилах… Мягкие, словно осень… Горячие, как кровь… Мои краски текут в моих жилах… Чистота… Чистота смерти… Мои краски…»

О впечатлениях от саундтрека можно прочитать здесь: https://mubi.com/notebook/posts/lost-sounds-and-soundtracks-pupi-avatis-the-house-with-the-laughing-windows.

А о трансформации мотива святого Себастьяна в фильме – здесь:

http://brightlightsfilm.com/brutal-nobility-painting-death-house-laughing-windows-pupi-avati-1976/#.VNdwqS6_Sls

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)