ГОЛЕМ
Амелия Эдвардс

Амелия Эдвардс

Метки:
Амелия Б. Эдвардс (Amelia Ann Blanford Edwards, 07. 06. 1831, Islington, London-15. 04. 1892, Weston-super-Mare, North Somerset)

Амелия Энн Блэнфорд Эдвардс принадлежала к числу тех литераторов, которые по заказу Чарльза Диккенса писали рассказы о привидениях для рождественских выпусков его журналов. Помимо Эдвардс, этим занимались сам Диккенс, Уилки Коллинз, Эдвард Булвер-Литтон, Элизабет Гаскелл и другие. Именно в журналах Диккенса впервые увидели свет её рассказы «История с привидениями, рассказанная моим братом» (1860), «Карета-призрак» (1864), «Инженер» (1866).

Родилась Эдвардс в Лондоне в семье бывшего офицера армии Веллингтона, потом служащего банка Томаса Эдвардса и его жены Алисии Уолпол. Мать рано научила Амелию, единственного ребёнка в семье, читать и писать. С детских лет в ней проявилась литературная одарённость. Её первые стихи были опубликованы, когда автору исполнилось семь лет, а первый рассказ – когда ей было двенадцать. Эдвардс активно занялась журналистикой, писала статьи для различных газет и журналов, стихи и художественную прозу. С 1853 года её произведения стали появляться в журналах, в частности в «Чемберс джорнал», в альманахе «Застигнутый бурей: Рождественский ежегодник Тинсли» и в издававшихся Диккенсом журналах «Домашнее чтение» и «Круглый год». В газетах «Сатедей ревью» и «Морнинг пост» печатались её статьи и очерки на разные темы, за исключением криминальной и парламентской хроники. В 50-ые годы она написала для школы «Историю Англии» и «Историю Франции», потратив немало усилий на сбор материала.

Её ранние рассаазы были собраны в сборнике «Мисс Кэрью» (1865). Несмотря на литературные успехи, Эдвардс без раздумий решила посвятить себя исключительно музыке. И здесь успех сопутствовал ей: в 19 лет она становится органисткой церкви Святого Михаила в Вуд Грин, Миддлсекс. Едва вступив в должность, она заболела тифом. После нескольких месяцев борьбы с болезнью Амелия потеряла певческий голос. В 1851 году она обручилась с человеком, которого давно знала, но отношения не сложились, и Эдвардс расторгла помолвку летом 1852 года. Будучи предоставлена самой себе, Амелия зарабатывала на жизнь уроками на фортепьяно и переводами итальянской лирики.

Первый из её романов, «Жена моего брата» (1855), был встречен читающей публикой довольно благосклонно. За дебютным романом последовали «Лестница жизни» (1857), «Рука и перчатка» (1858), «Полмиллиона» (1866), «Клятва Дебенхема» (1870), «В дни моей юности» (1873) и «Лорд Брэкенбери» (1880). Она потратила много времени и усилий на изучение истории и атмосферы, так что ей потребовалось около двух лет, чтобы завершить исследования и подготовку каждого из романов. Настоящий успех принёс автору роман «История Барбары» (1864), посвящённый модной в викторианскую эпоху теме двоеженства и сюжетно перекликающийся с «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Последний роман «Лорд Брэкенбери» имел также оглушительный успех, выдержав 15 изданий.

В 1860 с короткими промежутками умирают её родители. Ничто больше не удерживает её в Англии. В 30 лет у неё уже хороший доход, приносимый литературой, так что она решается вместе с подругой отправиться в путешествие по Европе. Подобное предприятие без мужского сопровождения для женщины викторианской Англии было отнюдь не естественным. Первой целью была Северная Бельгия, где они посетили Гент, Брюгге и другие города. Следующее путешествие оказалось более претенциозным: Доломиты, в то время довольно неизученная местность. Когда это было необходимо, они нанимали проводников или слуг мужского пола. Вообще Эдвардс любила забираться в самые глухие, труднодоступные, неизведанные, не посещаемые туристами уголки и преодолевать всевозможные трудности. Увлекательные и остроумные путевые заметки Эдвардс переиздаются до сих пор: «Достопримечательности и предания: Экскурсия по Северной Бельгии» (1862), «Заповедные горы и нехоженые долины: Летняя поездка в Доломиты» (1872). Обе женщины мужественно справлялись с многочисленными дорожными напастями: грязью, холодом, жарой, плохими дорогами или вообще их отсутствием, враждебно настроенными мужчинами. Тем не менее они наслаждались этими поездками.

Спустя четыре года после смерти родителей Эдвардс съезжается со своей овдовевшей подругой Эллен Брейшер (Braysher) в жильё под Бристолем в Уэстбери-он-Трим (Westbury-on-Trym).

В 1873 году обе дамы предприняли поездку во Францию. Поскольку погода и страна их разочаровали, они приняли спонтанное решение тут же отправиться в Египет. Зимой 1873-1874 гг. писательница посетила Египет, побывала на раскопках, путешествовала вверх по Нилу. Страна и культура очаровали её. Путешествуя на юг от Каира в плавучем доме, они посетили Филе и в конечном счёте достигли Абу- Симбела, где провели около 6 недель. Во время этого последнего периода, один из сопровождающих Эдвардс друзей, английский художник Эндрю Мак-Каллум, обнаружил ранее неизвестное святилище, которое со временем стало носить его имя. С тех пор египетские исследования сделались едва ли не главным её занятием. В 1877 году она выпустила в свет ставшую бестселлером книгу с собственными рисунками «Тысяча миль вверх по Нилу» - травелог и одновременно исторический очерк о египетской культуре и её памятниках. В ней она с восторгом изложила свои впечатления от авантюрной поездки 1873-1874 годов. Буквально за одну ночь книга принесла ей широкую известность и богатство.

Её возмущал хищнический подход дилетантов к памятникам старины, и в 1880 году она вместе с Реджиналдом Стюартом Пулом организовала Египтологическое общество, в 1882 году переименованное в Фонд египетских исследований (в настоящее время Общества исследования Египта). В Фонде она являлась до конца жизни Почётным секретарём и вице-президентом. При лондонском университете Эдвардс учредила кафедру по египтологии. Первым её заведующим стал египтолог Флиндерс Петри. Её заслуги на этом поприще были отмечены тремя почётными степенями различных американских университетов. В 1886 году она стала почётным доктором колледжа Смита в Массачусетсе, а на следующий год году получила учёную степень в колледже Колумбия (Нью-Йорк). Используя свой талант журналиста, Эдвардс собирала немалые средства для поддержки археологов. В 1889-1890 годах она прочла в США цикл лекций о древнеегипетской культуре, который лёг в основу её книги «Фараоны, феллахи и учёные» (1891). Её также принадлежит перевод на английский язык работы французского египтолога Гастона Масперо «Египетская археология» (1887), уже в 19 веке выдержавший ряд переизданий.

С целью продвижения работы Фонда Эдвардс отказалась от литературной деятельности, чтобы сосредоточиться исключительно на египтологии. В этой области можно отметить её работу для девятого издания Британской энциклопедии, американского дополнения к энциклопедии и для стандартизированного словаря.

Эдвардс активно поддерживала суфражисток и даже одно время была вице-президентом одного из обществ сторонников этого течения, охотно носила мужскую одежду, находила много друзей обоего пола среди людей искусства Англии и Франции. Её взгляды на политику, религию, социальную жизнь всегда были радикальны.

Сегодня, помимо египтологических штудий, чаще всего вспоминают готические рассказы Эдвардс.

В октябре 1891 года Эдвардс наблюдала за разгрузкой египетских древностей в лондонском порту и простудилась. Простуда осложнилась воспалением лёгких, оказавшимся фатальным для писательницы - она умерла 15 апреля 1891 года на 61-ом году жизни в Уэстон-Супер-Маре. Последний покой она обрела 18 апреля 1891 года на кладбище Святой Марии Хенбери под Бристолем в гробнице семьи Брейшер. Её могила отмечена обелиском, у подножия которого лежит камень с символом Анх. Эдвардс завещала свою коллекцию египетских древностей и библиотеку Университетскому колледжу Лондона, вместе с суммой в 2500 фунтов на основание кафедры египтологии.

Истории о привидениях Эдвардс собраны главным образом в вышеупомянутом сборнике «Мисс Кэрью». К жанру субтильной фантастики относится повесть «Месье Морис» (1873), приближающаяся по стилю к Ле Фаню.

Библиография фантастики Эдвардс

Романы Эдвардс не содержат фантастики. К этой области можно отнести лишь её повести и рассказы. Ниже помечены звёздочкой произведения, относящиеся к жанру фантастики (без претензии на полноту).

1854- The Cabaret of the Break of Day

1860- My Brother’s Ghost Story*- История с привидениями, рассказанная моим братом

1861- Picking Up Terrible Company (Terrible Company)*

1863- How the Third Floor Knew the Potteries (Number Three)*

1863- The Eleventh of March*

1864- Another Past Lodger Relates His Own Ghost Story (The Phantom Coach, The North Mail)*- Карета-призрак

1864- The Discovery of the Treasure Isles (повесть)*

1865- A Railway Panic

1865- Bradshaw the Betrayer

1865- Cain

1865- Love and Money

1865- My Diamond Studs

1865- The Autobiography of Alice Hoffmann

1865- The Grey Domino

1865- The Guard –Ship at the Aire*

1865- The Painter of Rotterdam

1865- The Patagonian Brothers

1865- The Professor`s Story

1865- The Recollections of Professor Henneberg*

1865- Two New-year’s Days

1865- Miss Carew ( повесть, «Мисс Кэрью»)*

1866- No. 5 Branch Line- The Engineer (An Engineer’s Story)*

1866- The Story of Ernest Christian Schoeffer

1866- The Tragedy in the Palazzo Bardello

1867- The Four- Fifteen Express (соавтор Ч. Диккенс)*

1869- The Service of Danger*

1870- The New Pass* - Новый перевал

1871- A Night on the Borders og the Black Forest*

1871- In the Confessional*

1872- Sister Johanna’s Story*

1872- The Story of Salome*- Саломея

1873- Vendetta

1873- Monsieur Maurice ( повесть, «Месье Морис»)*

1874- All- Saint’s Eve

1881- Was It an Illusion?*

Переводы на русский

История с привидениями, рассказанная моим братом

• 2009- сборник «Потерянная комната и другие истории о привидениях», СПб. : изд. Азбука-классика

Карета-призрак

• 2004 -сборник «Карета-призрак», СПб. : изд. Азбука

• 2004 – сборник «Лицом к лицу с призраками», СПб. : Азбука (Белая серия)

• 2008 – сборник «Маленькое привидение», Москва: изд. Эксмо (серия Зарубежная классика)

Новый перевал

• 2008 – сборник «Клуб привидений», СПб. : Азбука-классика

Саломея

• 2009 - сборник «Готический рассказ», Москва: изд. Эксмо ( серия Библиотека всемирной литературы)

• 2010 - сборник «Торжество тьмы», Москва: изд. Эксмо (серия Зарубежная классика)

Источники, использованные для составления биографии:

• википедия

• сайт FantLab

• комментарии к рассказам в разных изданиях

Вячеслав Короп

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)