Dracula Bram Stoker's

Dracula Bram Stoker's

Dracula Bram Stoker's / Дракула Брема Стокера

1992 USA

   Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola)

   CAST:

Gary Oldman - Prince Vlad Dracula,

Winona Ryder - Mina Murray | Elisabeta,

Anthony Hopkins - Professor Abraham Van Helsing | Ships Captain | Cesare,

Keanu Reeves - Jonathan Harker,

Richard E. Grant - Dr. Jack Seward,

Cary Elwes - Lord Arthur Holmwood,

Bill Campbell - Quincey P. Morris,

Sadie Frost - Lucy Westenra,

Tom Waits - R.M. Renfield,

Monica Bellucci - Dracula's Bride,

Michaela Bercu - Dracula's Bride,

Florina Kendrick - Dracula's Bride,

Jay Robinson (I) - Mr. Hawkins,

I.M. Hobson - Hobbs,

Maud Winchester - Downstairs Maid

С полной уверенностью можно сказать, что посмотрев эту работу Френсиса Форда, Копполы, совершенно не обязательно читать книгу. Фильм получился лучше книги - редкость, достойная внимания. Дракулу Брема Стокера экранизировали неимоверное количество раз, но эта постановка САМАЯ ЛУЧШАЯ. По крайней мере из тех, что мне довелось видеть. Вероятно, кто-то и не согласится с таким утверждением, но стоит признать, что фильм максимально приближен к литературе. Кастинг превосходен - обычно, читая книгу, в голове представляешь облик героев; Джонатан Харкер - Кину Ривз, Мина - Вайнона Райдер, Ван Хелзинг - Энтони Хопкинс, Дракула - Герри Олдмен... Том Вэйтс - Ренфилд!!! Ха-ха! Выше всех похвал! Это те самые лица!!! А то всегда раздражает, когда смотришь фильм про графа Дракулу, а он похож на адвоката, или какого - нибудь клерка, нелепая современная причёска, и т.д. и т.п.... :-D У Копполы всё уравновешено - костюмы, лица, антураж... Сделаны реверансы в сторону классики, в некоторых местах явная имититация Retro фильмов - "Посетите синематограф! Посетите синематограф!" И движение камеры, и стилизация...

В принципе, роман Брема Стокера (как сейчас перекосит его поклонников...) является бульварным романом начала века, который сейчас читать просто-напросто скучно. Однако в его сюжете состоялась такая алхимическая смесь, что захватила воображение многих и многих людей, прямо, как сейчас на наших глазах происходит нечто подобное с бульварным романом "Код Да Винчи", который из себя ровным счётом ничего не представляя, захватывает внимание публики удачно завуалированным невежеством. Впрочем, не будем отклоняться от темы. Структура самой книги Брема Стокера отличается от классической литературы тем, что построена будто журналистская публикация писем и дневников главных героев, что когда её начинаешь читать - обескураживает, ведь как ни крути, а процветающая в то время "КУЛЬТУРА ПИСЕМ" не предполагает под собой явного действия, являясь СТИЛЕМ в первую очередь, как почерка человека, так и его слога. В этом вся фишка - или правила игры, как хотите, ведь помимо всего, использовали разную бумагу, наполняли её разнообразными оттенками ароматов, применяли в текстах иносказания, шифры... Да много чего! Эта нива ещё ждёт своих исследователей, правда, возникает некоторая сложность, культура писем сейчас, как ни прискорбно об этом говорить, отмирает, и почта в связи с этим теряет свой глубинный смысл. ДыДыДы@RU! :-) Иными словами, становится более механической... Машиной.

Так вот. Роман Брема Стокера давал публике возможность воспринимать его, как НАСТОЯЩИЕ события, что разумеется, подогревалось интересом читать "чужие" письма, и будоражило нервы ощущением, что всё описанное якобы ПРОИСХОДИЛО на самом деле. (Современный аналог - фильм "Ведьма из Блер"). Вот почему в начале рецензии мною было написано, что фильм лучше книги - Коппола позволил нам увидеть нечто большее, чем письма каких-то людей, он показал нам САМИХ людей, их лица, живые глаза! Цвет, в конце концов! И потом, Коппола раскрыл образ самого графа Дракулы, виртуозно исполненый Гэрри Олдменом! И Дракула у Олдмена в первую очередь похож на аристократа, а не на каких-то там конторских служащих. Фильм стоит посмотреть, более того, стоит записать его в домашнюю коллекцию! ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННАЯ работа! Похоже, что Коппола снимал этот фильм, словно свой последний, так как его студия в случае неудачи "Дракулы" оказалась бы банкротом. Денег на съёмки не хватало, обратите внимание - весь фильм снят в павильонах, эта особенность задаёт своеобразную атмосферу изысканой театральности. К недостаткам стоит отнести некоторую затянутость в третьей четверти фильма, но это с лихвой окупается шикарным видеорядом. Хотя для Копполы эта работа считается на порядок хуже его предыдущего

фильма - "Апокалипсис сегодня", который разволокли на цитаты все кому не лень - помните такую сцену - атака вертолётов на Вьетнамскую деревню, сопровождаемая "Полётом Валькирии" Вагнера? В "Дракуле" есть подобные вещи, впечатляют монтажные переходы - Джонатан прощается с Миной, они стоят в беседке, увитой плющом, их фигуры закрывает павлиний хвост, камера приближается и влетает в один из глазков, который превращается в тоннель, Джонатан уже в пути... Последующие кадры словно сошли со старых иллюстраций из книг о путешествиях - исписанный лист дневника,

сверху которого идёт поезд... Замок графа выполнен в традиционном ключе для фильмов 30-60-х годов, гротескное нагромождение глыб, торчащие из стен балки. Коппола не забывает и обыгрывает суеверия, понятные нам больше, чем американцам. Допустим, как Джонатан переступает через порог замка. Тени живут своей жизнью, стены двигаются, дрожит неяркий свет. Замечательные типажи трёх невест Дракулы. Как они, не имея возможности ворваться в круг к Ван Хелзингу, забивают его лошадь... Брутал! :-) Экспрессивное решение эпизода, когда граф пьёт кровь Люси - на экран выплёскиваются волны красной краски... Многие эти новаторские вещи были по-своему обыграны в японском анимэ - "Охотник на вампиров Ди". И наконец, мне кажется, Коппола создал на экране кино, посвящённое самому кино, своеобразный "TRIBUTE" на столетнюю историю кинематографа. А насколько это хорошо или плохо, судить нам с вами. Well done!

Русскоязычные ссылки:

http://movies.nnov.ru/cat/movie0438.html#438

http://www.spbvideo.ru/index.php?p=2&t=f&i=1042

http://mediateka.km.ru/cinema_2001/Encyclop.asp?Topic=CINEMA_ZF_488

Аврорин В.

12. 06. 2006

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)