ГОЛЕМ

Дьявол / Diabel (Анджей Жулавский / Andrzej Zulawski), 1972 г.

Метки: |

Говоря об экстремальном мистике и эпатажнике, польско-французском режиссёре Жулавски, упоминают обычно его «Одержимую». Рецензий на «Дьявола» я практически не встречала. А жаль! Фильм, смело скажу, уникальный. Уникальна не столько концентрация сумасшествия, трупов и извращённой сексуальности на протяжении 118 минут, сколько то, что его удалось снять в 1972 году в социалистической стране (цензура, конечно, моментально запретила, но ведь сняли же!)... Впрочем, обо всём по порядку – и если познакомиться с фильмом поближе, станет заметно, что порядок в нём всё-таки есть, пусть даже не всегда он брезжит из-под под завесы хаоса.

Для тех, кто ещё не смотрел, предварение, избавляющее от необходимости лазить в Википедию: действие происходит в 1793 году – время второго раздела Речи Посполитой, когда её растащили на части Австрия, Пруссия и Россия. Главный герой, Якуб – один из заговорщиков, которые пытались этому помешать путём убийства короля. Впервые мы встречаем Якуба за решёткой, в тюрьме охваченного паникой монастыря, куда вот-вот вторгнутся прусские солдаты. Всем, кто там остался, грозит гибель, и Якуба непременно пристрелили бы, если бы не таинственный спаситель. Этот низкорослый блондинчик с небольшой бородкой и острыми глазами будет сопровождать героя на протяжении всего фильма, вызволяя его из всех рискованных ситуаций, в том числе угрозы гомосексуального насилия (Для тех, кто не проникся, ещё раз: это социалистическая Польша! Детективы Хмелевской, «Четыре танкиста и собака» и все дела.). Но чаще всего Якуба приходится спасать в связи с тем, что патриот оказался маньяком, который любит резать горло опасной бритвой женщинам, особенно тем, кто предлагает ему секс. И медузогоргонистая мать Якуба, содержательница элитного борделя, с которой у него на глазах у зрителя едва не случается инцест, служит весомым намёком на причину такой психической патологии.

Женщины – особая статья. Они в этом фильме, как на подбор, нездоровы: что юная монахиня, прихваченная Якубом и его загадочным помощником из монастыря, что невеста, крепко беременная и живущая с его бывшим другом, что сестра… в общем, много их! Произносят замысловатые речи, надрывно хохочут, смотрят влажным отсутствующим взором и время от времени бьются в истерических припадках. Мужчины чуть менее подвержены припадкам, но тоже весьма странны. Что за тёмное переплетение интересов объединяет этих людей? Какие намёки сквозят в их лихорадочных речах? Лишь к концу фильма зритель начинает в этом разбираться, выходя из состояния «Ни черта не понятно, но засасывает».

Непонятнее всех второй главный персонаж, тот самый белокурый и остроглазый Дьявол. В сущности, он так и остаётся – непонятым. Кто он: прусский шпион, желающий получить от Якуба имена других заговорщиков, или всё-таки представитель нечистой силы, охотящийся за его душой? Что такое этот чёрный пёс, оскоплённый и истекающий кровью в финале – фрагмент бреда окончательно помешавшейся монахини или раскрытие истинной сути вещей? А может, таинственный блондин тут вообще не при делах, а на самом деле дьявол – Якуб, который сеет зло, сохраняя благородную осанку и ореол героя? Этого нам так и не скажут. А разгадка, чуть померещившись, оказывается прикрыта титрами.

Примечателен визуальный ряд фильма: вообще-то цветной, в большинстве случаев он выглядит документально-чёрно-белым, точнее, сине-белым, с отдельными вкраплениями ярких цветовых пятен, в основном красных – крови. Актёры… похоже, режиссёр проделывал над ними какие-то сильно нехорошие эксперименты, чтобы внедрить в ткань своего безумного повествования. Особенно запоминаются Малгожата Браунек (невеста), соперничавшая за эту роль с Барбарой Брыльской, и Лешек Телешинский (Якуб), выделяющийся на славянски-русом фоне своими чёрными кудрями и азиатчинкой в круглом лице.

Что ещё осталось на закуску? Разве только вот это: Анджей Жулавски родился в 1940 году и в детстве видел зверства, творившиеся во Львове во время гитлеровской оккупации. Впрочем, это объяснение ничего, на самом-то деле, не объясняет. Несмотря на градус эмоциональной взвинченности персонажей, фильм, в итоге, производит впечатление не выплеска давних секретов души, а лабораторного, с точно заданными параметрами, эксперимента. Насколько эксперимент удался, вы вольны решить для себя. Со своей точки зрения, могу лишь констатировать, что он получился не скучным.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)