ГОЛЕМ
Cure / Лечение

Cure / Лечение

Япония, 1997

Режиссёр: Кийоши Курасава

   В ролях: Коджи Якушо, Масато Хагивара и др.

Это своеобразное, на любителя, произведение искусства попалось мне на одном из тех DVD-дисков, куда стараются утрамбовать побольше фильмового материала. "Cure" пало жертвой уплотнения: титры срезаны, даже от конца, кажется, откромсали кусочек. Тем не менее, даже в таком виде он меня впечатлил! Правда, предупреждаю тех, кто решится посмотреть: фильм, название которого напоминает о культовой готической группе, длинный. И не просто длинный – медленный до такой навязчивой степени, что его поначалу хочется поторопить. Сюжет соткан из намёков, из мелочей, складывающихся в цельную картину далеко не сразу – и для зрителя, и для полицейского, который расследует ряд немотивированных, как будто бы, убийств и самоубийств. Постепенно закрадывается мысль, что все кровавые происшествия связаны с одним человеком. Требуются усилия, чтобы связать эту загадочную фигуру, способную внушить людям что угодно и подвигнуть их на любые страшные поступки, с неудачливым студентом-психологом, интересующимся личностью Антона Франца Месмера – автора такого давно вышедшего из употребления понятия, как "животный магнетизм". Несмотря на то, что Месмера давно заклеймили как шарлатана, студент с этим не согласился. И доказал свои – и месмеровские – тезисы на практике…

Фильм примечателен тем, как аскетично он снят. Никаких изощрённых, бьющих по нервам спецэффектов. Изуродованные трупы в нём есть, кровь есть - немало, надо отметить, крови... Но не она составляет основу воздействия. Оператор берёт зрителя за живое неспешным показом холодных серовато-белых интерьеров квартир, заброшенных мест и официальных, особенно медицинских, учреждений. Даже когда в кадре присутствуют актёры, интерьеры сами по себе настолько бездушны, что кажутся безлюдными. Угодившие в их тиски герои выглядят крохотными и дезориентированными. "Околдовывание души" - японский ритуальный аналог магнетизма – в этих помещениях кажется чем-то большим, нежели термин из этнографии. Возможно ли одному человеку полностью подчинить душу другого? Томительные общие планы заставляют задуматься над более общим вопросом: насколько человек властен над своими побуждениями? Больницы, тюрьмы, угрюмые однообразные спальные районы – всё это видится некой визуальной прелюдией или, быть может, аналогом методов, которыми воздействовал на своих жертв злодей-психолог Мамия. От этой агрессивной архитектурной среды, которая не столько околдовывает, сколько выматывает душу, так и тянет укокошить кого-нибудь или покончить с собой.

И всё же мумия обезьянки с перекрученными конечностями одним своим видом намекает на тайны, которые остались за пределом действия. То же касается и ванн, заполненных чёрной жидкостью. Достоверно известно, что аналогичные ванны с вделанными в них железными штырями использовались Месмером для его "магнетических сеансов". Но в контексте японского хоррора они означают нечто большее. Это те самые "тёмные воды", куда его творцы постоянно ныряют – и откуда время от времени извлекают жемчужины. Не побоюсь признать гипнотический во всех смыслах фильм "Лечение" одной из них – пусть не самой крупной, зато несомненной.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)