ГОЛЕМ

Пауль Буссон

Буссон, Пауль (Busson,Paul, 09.07.1873- 08.07.1924)

Почти забытый австрийский романист, драматург, лирик, время от времени обращавшийся к тайному, фантастическому и мрачному. Он родился в Инсбруке в доме «Дикий человек». За год до этого его отец, Арнольд Буссон (1844-1892), стал профессором общей истории в инсбрукском университете, а в 1886 году даже его ректором. Этот человек был признанным историком, авторм многочисленных публикаций, особенно по истории XIII столетия.

Пауль был старшим из десяти детей в семье. В 1891 году Буссоны переезжают в Грац, куда пригласили на работу отца. Но уже в следующем году профессор скоропостижно умирает в возрасте 48 лет.

Как свидетельствует фамилия, семья была французского, точнее, бретонского происхождения. Из-за террора французской революции ей пришлось бежать в Германию, в город Мюнстер, что в Вестфалии. Там, в Мюнстере, и родился в 1844 году Арнольд Буссон. Связь с Инсбруком возникла благодаря знаменитому историку Юлиусу фон Фикеру, который тоже был родом из Мюнстера и на тот момент занимал пост ректора инсбрукского университета. Он посоветовал Арнольду написать научную диссертацию под началом профессора Альфонса Хубера.

Пауль Буссон вырос в доме, где разговоры о литературе и исторических изысканиях были в порядке вещей. Годы детства, отрочества и юности, проведённые в Инсбруке, наложили неизгладимый отпечаток на жизнь и творчество писателя. Неоднократно он старался в своих книгах отразить впечатления от школы, первых книг, посещений театров и проб пера в лирике, описать дружбу и вражду юных сверстников, историю Тироля. Прощание с Инсбруком далось 18-летнему юноше нелегко. Но ещё хуже сказалась на большой семье преждевременная смерть отца.

С 1892 года в Гарце Буссон изучал медицину. Затем следует год добровольной службы в Восьмом гусарском полку. В 1897 году он выбирает военную карьеру и на 4 года становится профессиональным офицером . За время смен дислокации (от Кернтена до Галиции) полка лейтенант кавлерии Буссон знакомится с обширными частями австро-венгерской империи с её многонациональным составом. Гарнизонная служба в Галиции побуждает его как и многих других австрийских офицеров, к писательству. «Умолкнувшие фанфары», так называется собрание его впечатлений и эпизодов того времени. Тоненькая книжка вышла, правда, лишь в 1923 году.15 новелл из жизни армии дунайской монархии относятся к лучшим описаниям полной лишений жизни солдат на восточной границе Европы. Оглядываясь назад, Буссон писал: «Они возникли большей частью в счастливые и спокойные времена до великой катастрофы Первой мировой войны, похоронившей наряду с многими другими вещами и тот пёстрый, радостный мир, в котором они разыгрывались». Четыре года незабываемых встреч с разными людьми… Их влияние определило его жизнь и творчество. В отличие буквально от всех австрийских и немецких писателей той поры, опъянённых милитаристкой пропагандой, Буссон никогда не прославлял войны.

Ранняя смерть матери поразила 26-летнего офицера. Отношения с ней были очень близкими. Мать с участием следила за его писательскими попытками. Вскоре после этого, служа в Галиции, он сам заболел так тяжело, что в 1900 году вынужден был оставить военную службу. В период выздоровления возникла пьеса «Бесхарактерный». Пьесы и лирика не давали достаточных для жизни средств, поэтому, встав на ноги после болезни, Буссон устроился журналистом в популярную «Новую венскую ежедневную газету». В последующие два десятилетия Буссон всё время распределял свои усилия между журналистской подёнщиной и литературными амбициями. Особенно следует выделить его сотрудничество с мюнхенским сатирическим журналом «Симплициссимус». Именно в это время он познакомился с Густавом Майринком.

С 1903 года он пишет короткие истории, рассказы, очерки, делится впечатлениями о пространных путешествиях, предпринятых им на должности редактора уважаемого фельетонного отдела вышеупомянутой газеты. Отдел он возглавил в 1914 году. Писатель побывал в Лондоне, Париже, Константинополе, на Балканах. Перед самой войной – в Албании и Скандинавии. С 1900 года Буссон живёт в Вене, на Гамбургской улице, дом 10.

Его первые литературные пробы, собранные в «Стихах» (1901 год, сборник неуклюжих слабых стихов), «Среда на первой неделе великого поста» (1903, 11 горестных эскизов, пронизанных влиянием французского декаданса), «Побеждённый» (1905, сборник новелл) и небольшой роман «Азраэль» (1904) в стиле модерн навеяны декадансом. В романе «Азраэль» автор описывает последние месяцы жизни смертельно больного драматурга. В нём отразилась борьба самого Буссона с ангелом смерти Азраэлем.

В 1909 году последовал ещё один сборник новелл «Бедные привидения» (нефантастический). В 1911 году был опубликован сборник «Кровь Нельсона» (нефантастический).

Пауль Буссон писал также заказные работы: «Венские настроения» (1913), «Земмеринг и его горы» (1913), «Вена ,её достопримечательности и развлечения» (1914).

После женитьбы в 1915 году на молодой Хедвиг Йозефине Пайнлих он работает корреспондентом от военного пресс-ведомства на различных театрах военных действий. За эту деятельность его наградили Рыцарским крестом ордена Франца-Иосифа.

Военная катастрофа Первой мировой войны и крушение дунайской монархии глубоко потрясли Буссона и, вероятно, услилили его очевидную склонность к мистическому (например, новелла «Фадльс Крис» из сборника «Побеждённый»). Возможно, ухудшение болезни сердца способствовало такому настроению.

После войны Буссон оставил журналистскую деятельность как главную в своей жизни, уехал из Вены и уединился в небольшом красивом и уютном охотничьем замке, расположенном в лесном районе на северо-западе от Дуная в местечке Нойнцен.

Болезнь сердца тем временем прогрессировала. Буссон умер 8 июля 1924 года в Вене. Последовал целый ряд некрологов. Читатели его фельетонов были обескуражены, когда вместо очередного фельетона прочитали известие о смерти писателя в возрасте 51 года.В 1926 году на центральном венском кладбище ему воздвигли памятник. Автором стал скульптор Густав Екель (родился в 1877 году в Шёнберге, Моравия), выигравший конкурс на лучшую заказную работу. Натуральный блок унтерсбергского мрамора с рельефным портретом Пауля Буссона был последним желанием писателя.

Главные фантастические произведения Буссона вышли в послевоенное время. Среди них особо выделяется роман «Возрождение Мельхиора Дронте» (1921).Это, пожалуй, самая лучшая книга Буссона вообще, переиздаваемая до сих пор и переведённая на английский (США). В форме романа воспитания рассказывается история жизни австрийского барона 18-го века, в конце концов казнённого в Париже и пережившего сознательную реинкарнацию. Всё время всплывающая мысль о переселении душ, предсуществовании была одной из центральных в творчестве Буссона. В романе один молодой человек испытывает на себе все жестокости войны и французской революции, изображаемые прямо-таки с гипнотической силой, увлекая читателя в кошмарный мир. Тема – безысходность человека, предавшегося злу. Мотив дежа вю придаёт роману жуткую силу. Видный знаток тёмной литературы Цондергельд так оценивает творчество Буссона: «Одно из самых восхитительных изображений мотива переселения душ в фантастической литературе можно найти у Буссона в его главном труде, правда, немного попахивающем местами жадной страстью к сенсации, романе «Возрождение Мельхиора Дронте» (1921). Как и в поздних произведения Майринка, в своём романе Буссон глубоко погружается в оккультные учения, одновременно не теряя из поля зрения цель развлечь читателя. Другие работы временами очень популярного автора не достигают этого уровня».

Единственный сборник новелл, составляющий преимущественно фантастику, вышел с 1919 году – томик «Странные истории». Сборник и новеллу об оборотне «Выстрел на Ведьмином болоте» (1923) вполне можно отнести к самым убедительным произведениям Буссона.

Его первый крупный роман „F.A.E“ (что значит Frieden auf Erden, то есть «мир на Земле») вышел в 1919 году. Это наивная пацифистская утопия с немецкими националистическими чертами. Незамысловатая история рассказывает об учёном, принуждающем с помощью своих изобретений все правительства к миру во всём мире. Его изобретения – это взрывчатка «хаосит» и средство для сушки растений «пацифер», находящиеся на оснащении «карликовых мух»: крошечных стеклянных и поэтому почти невидимых самолётов, бесшумно преодолевающих любой противовоздушный отпор.

Роман „Die Feuerbutze“ (1923) – исторический роман об освободительной борьбе в Тироле против Наполеона. В романе играет большую роль некая тайная секта фанатиков. В целом книга не относится к разряду фантастики, но несёт в себе элементы мистицизма.

6 лет спустя после смерти автора вышел роман «Vitus Venloo» - романтическое изображение молодости Буссона в Инсбруке.

В немецкоязычной литературе есть, пожалуй,два всплеска активного интереса к страшному, тёмному, оккультному. Сначала наполеоновские войны инициировали волну страшнных и сверхъестественных рассказов (например, рассказы Гофмана, пережившего в 1813 году бомбардировку Дрездена в ходе столкновения французов с русско-прусско-австрийскими войсками). Второй пик пришёлся на декаданс, конец 19-века. Настроения были усилены Первой мировой войной. Густав Майринк публикует в 1915 году «Голема», Перуц - «Третий шар» и т.д.

Фантастическое занимает существенное место в творчестве Буссона. Любимые его мотивы: переселение душ и роковая женщина. Некоторые новеллы написаны под влиянием декаданса и хотя не являются фантастикой в чистом виде, очень близко приближаются к ней. В некоторых реалистических произведениях автора присутствуют элементы мистики.

Избранная библиография Буссона (фантастика и близкая к ней литература):

1. Aschermittwoch. Noveletten (1903)

• Nachtfahrt

• Schluß

• Rettungslos

• Die Lampe

• Sommerspuk

• Wahnsinn

• Vergessene Augen

• Der Moment

• Adieu

• Ekel

• D. Amulett

2. Besiegte (1905).

Сборник новелл.

3. Seltsame Geschichten (1919)

• Unter dem Eis

• Einer vom Zirkus

• Die Dame mit der Scharlachmaske

• Abdon

• Die Kleinodien des Tormento

• Bills schwarze Ostern

• Der rauchende Stein

• Hadschi Husseins Maulbeerenbaum

• Die Tigerin

• König Nureddin

• In der heiligen Nacht

4. F.A.E. Ein deutscher Roman (1920)

5. Die Wiedergeburt des Melchior Dronte. Der Roman einer Seelenwanderung (1921)

6. Der Schuß im Hexenmoos (1923)

Вячеслав Короп

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)